. |
Из Лекции 1 |
. |
ЦАРСКИЕ ДЕТИ В ПЛЕНУ. |
ВЕРНЫМ БОГУ ДАРУЕТСЯ МУДРОСТЬ |
. |
Книга Даниила открывается описанием великого исторического события — покорения Иудейского царства Вавилоном: |
. |
В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. (Дан. 1, 1) |
. |
Предназначение Израиля |
. |
Следует вспомнить, что высший духовный смысл образования Израильского царства был определен Всевышним сразу после исхода евреев из Египта: |
. |
…Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх. 19, 5–6) |
. |
Итак, само существование Израильского царства обусловлено высокой миссией евреев — быть «народом святым», соблюдающим завет Божий, служащим для всех народов образцом нравственности и наставляющем их в служении Создателю, как священник наставляет свою паству. Вне осуществления этой определенной Богом миссии самостоятельное существование Израильского царства как бы утрачивает духовный смысл и, согласно угрозам Всевышнего, на длительное время, вплоть до покаяния и исправления народа, упраздняется: |
. |
…И
если презрите Мои постановления, и если душа ваша
возгнушается Моими законами, так что вы не будете
исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,
— |
. |
Эта угроза начала осуществляться уже после кончины царя Соломона — за то, что |
. |
Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам… (III Цар. 11, 4) |
. |
Уже при Ровоаме, сыне Соломона (середина X века до н. э.), царство разделилось на Израильское (на севере Святой земли) и Иудейское (на юге). Цари северного царства, в большинстве, как своими учениями, так и деяниями поддерживали идолопоклонство и разрушали завет Господень; за ними следовал народ: |
. |
…И
стали делать сыны Израилевы дела, неугодные
Господу, Богу своему… |
. |
Описанное здесь переселение совершилось в 722 году до н. э. Через сто с лишним лет оставшееся Иудейское, южное, царство по своему состоянию приблизилось к северному периода духовного упадка: |
. |
И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом [т. е. Храм], о котором Я сказал: «Будет имя Мое там». (IV Цар. 23, 27) |
. |
Вавилонское пленение |
. |
Таким образом, мы подходим к царствованию последних царей Иудеи, против которых выступил владыка стремительно возраставшего в своем могуществе Вавилонского царства — Навуходоносор. Одним из этих последних царей был Иоаким ( ‹Йеhойаким› — «Господь восстановит», «Господь поддержит»). Именно к поддержке Всевышнего и не захотел обратиться этот царь, носивший столь явно теофорное (т. е. включавшее в себя часть имени Божьего) имя: |
. |
…Иоаким…
одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме… |
. |
В оригинале сказано более определенно: ‹ва-йаас hа-ра› — «и совершал зло», а не просто «неугодное», т. е. был виновен в тяжких преступлениях перед Богом и людьми. Вот тут-то и осуществилось грозное предупреждение Господа, данное в свое время через Моисея: |
. |
…И
наведу на вас мстительный меч в отмщение за
завет… и преданы будете в руки врага… |
. |
Исполнение указанного пророчества «растянулось» на три царствования: самого Иоакима, его сына Иехонии и внука Седекии. Только при последнем был разрушен иерусалимский Храм и большая часть народа уведена в вавилонский плен (586 год до н. э.). Однако первое выселение иудеев в Вавилон совершилось ранее — в 597 году до н. э.: |
. |
…Пришел
Навуходоносор… к Иерусалиму и осадил его. |
. |
Здесь сказано, что Господь предал в руку царя вавилонского «Иоакима… и часть сосудов дома Божия» (т. е. иерусалимского Храма). При невнимательном чтении может показаться, будто и царь Иудеи, и сосуды Храма были доставлены в Вавилон, однако в действительности это сказано лишь о сосудах. Об участи же Иоакима подробнее повествуется в ином месте: |
. |
…Иоаким,
когда воцарился… делал он зло в очах Господа,
Бога своего. |