. |
Из Лекции 11 (начало) |
. |
ПРЕЗРЕННЫЙ ОВЛАДЕВАЕТ ЦАРСТВОМ. |
ПОСЛЕДНЕЕ СРАЖЕНИЕ СВЕТА И ТЬМЫ |
. |
![]() |
. |
Продолжая рассказ о своем воздействии на персидских царей, ангел сообщает: |
. |
«…Итак, я с первого года Дария мидянина стал ему подпорою и подкреплением…» (Дан. 11, 1) |
. |
Слово
|
Вдумываясь в слова ангела, мы начинаем лучше понимать, насколько вся политика Кира и его сатрапов по отношению к иудеям направлялась свыше (II Пар. 36, 23; Ездр. 1, 2–11; 6, 6–13; 7, 21–24; 9, 9; Неем. 2, 7–9; Ис. 44, 28; 45, 1–6). |
Переходя к предречению дальнейших событий, ангел говорит: |
. |
«…Теперь возвещу тебе истину…» (Дан. 11, 2) |
. |
Очевидно, с этого места и начинается изложение записанного в «истинном Писании» (Дан. 10, 21). |
Поскольку далее исторические события излагаются достаточно подробно, встает вопрос: насколько их ход и взаимосвязь предопределены свыше? Обязательно ли, например, должны свершиться упомянутые далее беззакония, влекущие за собой различные бедствия? И как можно соотнести такую предопределенность со словами Моисея?— |
. |
Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое… (Втор. 30, 19) |
. |
Ведь все благословения и проклятия, изложенные в Торе, осуществляются в зависимости от верности сынов Израиля завету со Всевышним (Лев. 26, ст. 3–12, 15–17, 27–33; Втор. 28, ст. 1–2, 7, 15, 45, 64–67; 30, 1–5). А среди этих благословений и проклятий есть и обещания побед над врагами при верности завету и поражений от неприятелей при его нарушении (Лев. 26, ст. 6–8, 17, 25, 32–33; Втор. 28, ст. 7, 10, 25, 33, 36–37, 41, 48–52, 68; 30, 7). |
Итак, смены царств, господствующих и над Святой землей, и над потомками Израиля во всех местах их расселения; и войны, и победы — все это зависит от исполнения или нарушения воли Божьей Его народом. В то же время, главы 11–12 Книги Даниила излагают грядущие исторические события как нечто предопределенное, неотменимое, как реализацию ясно выраженных предначертаний Господних. |
Как же увязать такую предопределенность событий с утверждениями Торы о свободе выбора? |
Здесь мы встречаемся с одним из сложнейших теологических вопросов: о соотношении предопределения Божьего со свободой воли человека. Над этой проблемой размышляли величайшие мудрецы всех эпох. Но, какой бы ответ каждый из них ни предлагал, все они утверждали, что у каждого человека есть возможность в любое время и при любых обстоятельствах быть верным Богу и исполнить Его волю. Ибо ход мировых событий не сковывает свободы нашего выбора относительно исполнения или нарушения заповедей. |
Иисус, сын Сирахов, свидетельствует об этом так: |
. |
Он
от начала сотворил человека и оставил его в руке
произволения его. |
. |
![]() |
. |
…Возвратимся теперь к конкретным пророчествам о судьбах Персидской империи. Ангел предвещает Даниилу: |
. |
«…Вот еще три царя восстанут в Персии…» (Дан. 11, 2) |
. |
Эти
«три царя», как нам известно, — важнейшие из
правителей страны после Кира (выражение |
. |
«…Потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого…» (Дан. 11, 2) |
. |
Понятно, что выражение «еще три царя» в начале рассматриваемого стиха исключает современника Даниила — Кира: последующие три выдающихся правителя появятся после его царствования. Под «четвертым» царем подразумевается четвертый не по счету (от Кира), а по значимости: этот последний царь из династии Ахеменидов запомнился потомкам уже тем, что сражался против Александра Македонского — и тем обессмертил свое имя. |
Весьма
интересно, что слово |
Не считая самозванцев и быстро сходивших со сцены узурпаторов, предшествующие девять царей — это Кир, Камбиз, Дарий I, Ксеркс, Артаксеркс I, Дарий II, Артаксеркс II, Артаксеркс Ш и Арс. |
Но возвратимся к буквальному смыслу стиха: четвертый царь «…превзойдет всех великим богатством…». Это понятно, ведь сокровища, собранные всеми предыдущими Ахеменидами в течение их более чем 200-летнего правления огромной империей, достались последнему царю — Дарию III, который и надеялся с их помощью вооружить достаточное войско для отпора Александру Македонскому. |
Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» сообщает: |
. |
В это время Дарий двигался из Суз по направлению к морю. Он полагался на численность своего войска (под его началом было шестьсот тысяч)… («Александр», XVIII) |
. |
Столь огромное, особенно для древнего мира, войско царь мог собрать только благодаря своим баснословным богатствам. О них Плутарх говорит следующее: |
. |
Александр овладел Сузами, где нашел в царском дворце сорок тысяч талантов в чеканной монете, а также различную утварь и бесчисленные сокровища. Обнаружили там, как рассказывают, и пять тысяч талантов гермионского пурпура, пролежавшего в сокровищнице сто девяносто лет, но все еще сохранявшего свежесть и яркость… Персидские цари хранили в своей сокровищнице сосуды с водой, привезенной из Нила и из Истра, что должно было свидетельствовать об огромных размерах персидской державы и могуществе власти, покорившей себе весь мир. (Там же, XXXVI) |
. |
Приведенный отрывок — свидетельство небывалых богатств Дария III. Вес «таланта» в древнем мире колебался от 26 до 36 с лишним килограммов. Взяв приблизительную среднюю величину — 30 кг, мы насчитаем в сокровищнице Дария II тысячу двести тонн золота только в чеканной монете! Кроме того, сообщение о пурпуре, хранившемся в казне «сто девяносто лет», т. е. практически весь период власти Ахеменидов, указывает на то, что сокровищница со времен Кира не разграблялась, и богатства в ней только умножались на протяжении двух веков. |
Все
это подтверждает пророчество Даниила о царе,
который «превзойдет всех великим богатством».
Именно понадеявшись на богатство (в Синодальном
переводе — «усилится богатством своим»; в
оригинале — глагол |
Однако вышло наоборот — далее говорится об Александре: |
. |
«…И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле…» (Дан. 11, 3) |
. |
Александр
Македонский должен «восстать» ( |
«Великая власть» Александра поистине беспрецедентна: до него никто не властвовал над столь обширными территориями. Кроме того, он, как никто ранее, «действовал по своей воле», т. е. не опирался на традиции предшествующих правителей, но создавал новые формы взаимодействия властителя с подчиненнными. Этот человек удивительным образом соединял в своем правлении несоединимое: абсолютизм власти — с пренебрежением к целостности империи (чего стоит хотя бы ее разделение между друзьями согласно завещанию Александра!), эллинскую непритязательность — с восточной роскошью. |
С одной стороны, как замечает Плутарх, |
. |
Если… доходило до дела, Александра не могли удержать, как это не раз бывало с другими полководцами, ни вино, ни сон, ни развлечения, ни женщины, ни занимательные зрелища. Об этом свидетельствует вся его жизнь, которую, как коротка она ни была, он сумел заполнить многочисленными и великими подвигами. (Там же, XXIII) |
. |
C другой же стороны, |
. |
…За пиршественным столом его хвастливость становилась тягостной. Он и сам безудержно хвастался и жадно прислушивался к словам льстецов… После пира Александр… спал нередко до полудня, а иногда проводил в постели весь последующий день. (Там же, XXIII) |
. |
Будучи человеком очень сообразительным, открытым, радушным, весьма демократичным в обращении, Александр, в то же время, провозглашал себя божественным существом: в Греции — сыном Зевса, а в Египте — сыном Амона (он даже изображался на монетах с бараньими рогами, поскольку Аммон почитался в образе овна. Отсюда арабское прозвище Александра — Зу-л-карнайн, т. е. «двурогий»). |
Понятно, что такой эксцентричный и противоречивый царь проводил политику, отличную от политики всех предыдущих правителей мировых империй. |
. |
«…Но когда он восстанет, царство его разрушится, и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал…» (Дан. 11, 4) |
. |
Выражение
|
О
разделении царства «по четырем ветрам» мы уже
говорили. Заметим только, что это выражение можно
понять и как «разделится для четырех духов [ |
Понятно также, что наследники Александровой державы не были его потомками («не к его потомкам перейдет») и что их власть ни в коей мере не сравнима с его владычеством («не с тою властью»). |
. |
«…Ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих…» (Дан. 11, 4) |
. |
Интересно
проследить значения трех глаголов,
употребленных в рассматриваемом стихе и
говорящих о распаде царства Александра. Первый, |
По
прямому смыслу стиха, четыре вновь
образовавшиеся части бывшей империи будут
дробиться и далее. Однако употребление третьего
из упомянутых глаголов ясно говорит о коренных
переменах: об изменении не только
государственного устройства при тех или иных
династиях, но — этноса, языка, идеологии. Это
подтверждается последней частью стиха:
«…достанется другим, кроме этих…» Здесь
присутствует противопоставление |
Следует заметить, что это не могут быть римляне, имевшие с греками очень много не только точек соприкосновения, но даже целых «пространств» пересечения. Не может здесь подразумеваться и христианская цивилизация, восторжествовавшая в обеих частях Римской империи, поскольку греческий оставался господствующим языком Восточно-римской державы, а эллинистическая культура, обогащенная римским влиянием, была лишь затронута воздействием христианской (евангельской) этики как на Востоке, так и на Западе. |
Настоящая
смена культур произошла лишь после
арабо-мусульманского вторжения в VII веке н. э.
Именно к мусульманам в полной мере приложимо
определение |
Так что здесь ангел предсказывает вполне конкретные грядущие колоссальные перемены в бывшей державе Александра — исламизацию значительной части ее территории. |
…Однако вернемся к контексту пророчества. Сразу после рассказа о разделении Греческого царства и беглого упоминания о его грядущих судьбах ангел сообщает: |
. |
«…И усилится южный царь…» (Дан. 11, 5) |
. |
До описываемой эпохи каждая последующая великая империя, сменяя предыдущую, захватывала все территории своей предшественницы. Так было с Вавилоном, Персией, Грецией. Но ангел предсказывает, что с определенного момента установится стойкое противостояние двух империй, ни одна из которых полностью не одолеет другую до финальных событий мировой истории (Дан. 11, 40). |
. |
![]() |
. |
И действительно, начиная с преемников Александра — Птолемея I Сотера («южный царь», основатель династии Птолемеев, правившей Египтом, а поначалу также и южной частью Сирии и Святой землей) и Селевка Никатора («северный царь», основатель династии Селевкидов, владевшей в пору своего расцвета Святой землей, Сирией, Месопотамией, Малой Азией, Ираном и частью Средней Азии) — ход истории в каждую эпоху определяется именно противоборством двух великих держав. |
Такими парами держав последовательно являлись: царства Селевкидов и Птолемеев, Рим и Карфаген, Рим и Парфия, Византия и Сасанидский Иран; наконец, противостояние установилось между Византией и другими христианскими странами, с одной стороны, и арабским Халифатом — с другой. |
С тех пор именно напряжение между христианским и мусульманским миром следует рассматривать как противостояние «северного царя» — «южному» (под «царями», как мы убедились на основании предыдущих глав, подразумеваются царства, мировые империи и т. п.). |
Сделаем, однако, существенную оговорку. Разумеется, речь идет только о тех политических силах, которые на протяжении веков определяют статус Святой земли и ведут за нее борьбу: переживание Даниила за судьбу именно этой земли и народа Израиля упоминается несколько раз в главах 11–12 (Дан. 11, ст. 14, 28, 30–35, 41, 45; 12, 1 и 3). |
Следует обратить внимание на тот факт, что в последние столетия (определеннее — с XV века, т. е. после угашения активности монгольских правителей) единственными двумя силами, действительно стремящимися установить господство над миром, являются христианство и ислам (хотя, конечно, внутренние конфликты в каждом из этих лагерей приобретают порой чудовищные формы — например, две мировые войны в самом «сердце» христианского мира). |
Никакие другие религии к мировому господству не стремятся, да, видимо, и не способны. Что же касается «светских идеологий», господствующих временами на исконных землях христианства и ислама (вплоть до марксизма и нацизма), то они в столь сильной степени сохраняют некоторые характерные черты названных религий, что могут в определенном смысле рассматриваться как «атеистические варианты», «секулярные секты» последних. |
Итак, если бы в Книге Даниила содержалось лишь одно-единственное пророчество — о противостоянии «северного царя» и «южного царя» на протяжении грядущих двух тысячелетий, — то и тогда можно было бы поражаться его великой пророческой интуиции… |
. |
«…И усилится южный царь, и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его…» (Дан. 11, 5) |
. |
Первым
«южным царством», образовавшимся после распада
империи Александра, было царство Птолемеев в
Египте. Птолемей I Сотер был сподвижником ( |
. |
«…Но через несколько лет они сблизятся…» (Дан. 11, 6) |
. |
Надо сказать, что несмотря на успехи эллинизации,
а затем нивелирующую власть Рима, различия в
религии, культуре, самом жизненном укладе и быте
между Югом и Севером (например, Египтом и Грецией)
были огромны: они и в прямом, и в переносном
смысле говорили на разных языках. О каком же
«сближении» здесь может идти речь? Сблизить их
могла только общая вера. Лишь после
повсеместного распространения христианства в
Римской империи ее полиэтнические, разноязычные
части воистину «сблизились» ( |
Первые
буквы первых трех слов этого стиха — |
Когда же, согласно пророчеству, должно было произойти это сближение? |
Перевод
«через несколько лет» неточен. В оригинале — |
От какого же момента отсчитывать этот срок? Очевидно, от кончины Александра Македонского, когда наметились границы «южного» и «северного» царств, т. е. от 323 года до н. э. |
Через «два [пророческих] года» (т. е. 720 лет) наступил 398 год (–323 + 720 + 1). К этому времени христианство окончательно утвердилось в Римской империи. Оно было провозглашено Константином Великим государственной религией (в 313 году была объявлена веротерпимость по отношению к христианам, в 324 году Константин стал единоличным властелином в Риме, а в 325 году он созвал Первый собор). Христианство даже успело пройти «испытание на выживание» во дни Юлиана Отступника (361–363 годы), попытавшегося восстановить язычество. И как раз к концу IV века христианская религия утвердилась в Римской империи незыблемо. |
В указанном 398 году патриарший престол в Константинополе занимал Иоанн Златоуст — яростный ненавистник и гонитель иудеев. Так что можно сказать, что к названному времени не только «сблизились» все части империи, объединенные новой общей религией, но и окончательно определилась политика Церкви по отношению к народу Всевышнего — ее нетерпимость, проявлявшаяся впоследствии в течение долгих веков… |
. |
![]() |
. |
«…И дочь южного царя придет к царю северному…» (Дан. 11, 6) |
. |
Из предыдущего мы знаем, что, за редкими исключениями (когда имеются в виду личности, определявшие ход мировой истории — такие, как Навуходоносор или Александр Македонский), в пророчествах Даниила говорится не о конкретных лицах, но о царствах, политических силах, религиях. |
Кто же тогда — «дочь южного царя»? Очевидно, это как раз та сила, которая «сблизила» Север с Югом: сама христианская Церковь в ее новом обличьи — Церковь официальная, слившаяся со структурами власти, вобравшая в себя много языческих представлений и обрядов, отошедшая от первоначального евангельского учения. |
В таком виде она названа «дочерью южного царя» («дочерью» в Писании часто поэтически именуются община и народ Израиля — Ис. 37, 22; Иер. 3, 6; иногда другие народы — Пс. 44, 13; Ис. 46, 11; также власть и идеология Вавилона — Пс. 136, 8; Ис. 47, 1; 51, 33 и др.). И такое название совершенно закономерно: в Рим христианство пришло «с юга», при этом оно заимствовало из Египта и других южных стран ряд теологических концепций и мистериальных составляющих (ежегодное весеннее оплакивание и «похороны», а затем ликование в честь «воскресения» божества и др.). |
. |
«…Чтобы установить правильные отношения между ними…» (Дан. 11, 6) |
. |
Целью Константина, провозгласившего христианскую идеологию обязательной для всей империи, было как раз «установление правильных отношений» в государстве, поскольку значительная часть жителей уже исповедовала христианство, а разнообразные языческие верования не могли способствовать гармонизации религиозной и политической ситуации в державе. |
«Правильные
отношения» — Синодальный перевод слова |
Первоначальное христианство действительно стремилось к торжеству именно таких — справедливых — отношений между людьми и народами. И нельзя сомневаться, что очень многие из епископов и пресвитеров, переживших эпоху преследований Церкви, увидели в усилиях Константина слить Церковь с государством возможность воплотить их давние мечты о «праведном царстве». |
Однако дальше говорится: |
. |
«…Но она не удержит силы в руках своих…» (Дан. 11, 6) |
. |
В
оригинале речь ведется о |
. |
…Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф. 22, 21) |
. |
— были произнесены в ответ на вопрос: позволительно ли платить налоги кесарю? Указав на портрет кесаря на монете, Иисус своим ответом дал понять, что изображенное на ней лицо имеет право владеть металлическими кружочками со своими изображениями. Но ведь иудеи, окружавшие Иисуса, хорошо знали Тору — и несомненно поняли содержавшийся в его словах намек на то, что сам человек создан по образу Всевышнего, как бы носит на себе Его «изображение» (Быт. 1, 26)! Поэтому Бог имеет право «востребовать» всего человека, как кесарь — свою монету… |
Теперь же, начав творить во всем волю кесаря, «породнившись» с ним, Церковь пренебрегла этим ясным указанием Учителя. |
. |
«…Не устоит и род ее…» (Дан. 11, 6) |
. |
Правильнее
было бы перевести выражение |
. |
![]() |
. |
«…Но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена…» (Дан. 11, 6) |
. |
«Будет
предана», |
«И
рожденный ею» — скорее следовало бы перевести
так: «и родитель ее» ( |
«И
помогавшие ей», |
«В те
времена» — перевод выражения |
. |
«…Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного…» (Дан. 11, 7) |
. |
В следующую эпоху родилась новая мировая религия — ислам. Эта религия явилась «отраслью от корня» христианства: ведь самим «корнем», из которого произросли обе эти религии, было иудейство. Мусульманство же в известной степени заимствовало предания и традиции Богослужения из обеих предшествовавших монотеистических религий. |
. |
![]() |
. |
Поэтому
ислам назван восстающим |
Интересно, что в то время как христианство названо «дочерью» (т. е. отличается, согласно Евангелию, мягким, милосердным характером, призвано действовать любовью), то об исламе говорится в мужском роде: эта религия с самого начала призывала к завоеваниям, к утверждению своих идеалов силой. Конечно, при этом имелось в виду только насильственное обращение язычников; иудеев и христиан можно было только уговаривать, но не обращать насильно в ислам. К иудеям и христианам, согласно Корану, мусульмане должны обращаться с такими словами: |
. |
…«Неужели вы станете спорить с нами относительно Аллаха: ведь Он — наш Господь и ваш Господь. Нам — наши деяния, вам — ваши деяния, и мы преданы Ему». (2, 139. Перевод М.-Н. О. Османова) |
. |
Всем трем религиозным общинам повелевается следующее: |
. |
Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях . (2, 148. Перевод М.-Н. О. Османова) |
. |
…Возвратимся
к тексту Книги Даниила (Дан. 11, 7). Об «отрасли от
корня» (т. е. об исламе) сказано далее (в
Синодальном переводе): «…придет к войску…» В
оригинале — |
Так
исполнилась первая часть пророчества,
заключенного в процитированном нами стихе. Об
«отрасли» в оригинале сказано: |
«…И
войдет в укрепления царя северного…» Вновь
начинается великое противоборство Севера и Юга
— теперь уже христианской Европы и
мусульманского мира. «Укрепления» — в оригинале |
Так ислам, «отрасль от корня», вошел в «укрепления царя северного», считавшиеся неприступными… |
. |
«…И будет действовать в них, и усилится…» (Дан. 11, 7) |
. |
«…И
будет действовать [ |
. |
«…Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет…» (Дан. 11, 8) |
. |
Богатства
завоеванных земель халифы направляли в свои
владения; Египет стал одним из главных центров
Халифата, в нем велось большое строительство
(мечетей, дворцов, учебных заведений),
требовавшее огромных материальных средств.
Поэтому немалая часть драгоценных металлов
переправлялась туда. Под «богами»
подразумеваются иконы и другие священные
изображения христианства, оклады которых ( |
. |
![]() |
. |
«…И на несколько лет будет стоять выше царя северного…» (Дан. 11, 8) |
. |
Снова
неточный перевод: |
Прибавим этот срок к дате, полученной нами прежде (поскольку «пророческое» исчисление продолжается с того момента, в который пресеклось в ходе повествования): 398 + 720 = 1118 год. Это время было разгаром крестовых походов, о чем и говорится далее. |
В 1118 году, когда крестоносцы закрепились на Святой земле, в Иерусалиме был создан знаменитый орден Тамплиеров для охраны христианских паломников от нападений мусульман. До эпохи крестовых походов «царь южный», Халифат, был сильнее «царя северного», что выражалось в его безраздельном господстве над Святой землей. |
Так исполнилось пророчество о том, что до истечения «двух лет» «отрасль от корня» будет «стоять выше царя северного». |
. |
«…Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю…» (Дан. 11, 9) |
. |
Итак, начинаются крестовые походы «с севера на юг», имевшие столь важное значение и для судеб Святой земли, и для взаимного общения и обогащения цивилизаций. |
Начало крестовым походам положил в 1095 году так называемый «Крестовый поход черни». Первым «настоящим» походом, однако, считается состоявшийся в 1096 году. Иерусалим был взят в 1099 году, причем были убиты (сожжены заживо!) все евреи города и погибло большое число мирных жителей-мусульман. |
Еврейские погромы в самих европейских странах, безжалостное истребление целых общин (за исключением согласившихся под угрозой смерти принять крещение) сопровождали начало почти каждого из этих походов. Подобное происходило во всех городах, через которые проходили крестоносцы, сопутствуемые толпами жадной до наживы черни. |
Так снова и снова осуществлялось пророчество о предательстве христианских идеалов, да и самого Учителя (Дан. 11, 6) в лице его «меньших братьев» (Матф. 25, 41–45). Имеются в виду братья Иисуса как по крови — иудеи, так и по духу — христиане (вспомним хотя бы разграбление крестоносцами Константинополя во время Четвертого похода в 1204 году!). |
«…Возвратится в свою землю…» (Дан. 11, 9) — это предсказание относится и к первым неудачам крестовых походов («Крестовый поход черни»), и к их исходу в целом — ведь впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев из Святой земли (ср. Быт. 3, 19, где подобное же выражение «…возвратишься в землю, из которой ты взят…» относится к смерти Адама; в нашем же случае — к плачевному завершению всех замыслов крестоносцев). |
. |
«…Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его…» (Дан. 11, 10) |
. |
Слова «потом» в оригинале нет: этот стих — продолжение предыдущего, здесь уточняются события, кратко описанные в стихе 9. |
«Сыновьями северного царя», в символическом смысле, являются короли, участвовавшие в походах по призыву своего духовного отца — папы римского (перед началом походов — Урбана II). |
«Многочисленное
войско» — один из возможных переводов
словосочетания |
«…И
один из них быстро пойдет…» — сочетание двух
форм одного и того же глагола |
Вообще же стих 10 кратко и образно описывает перипетии и Первого похода, и последующих: молниеносные наступления и последующие отступления, победы и поражения… |
. |
«…И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его…» (Дан. 11, 11) |
. |
Некоторые историки пытаются доказать, что якобы завоевания крестоносцев происходили на периферии Халифата и были достаточно безразличны мусульманским правителям. Однако такие попытки представляются тщетными. Насколько для мусульманского сознания важно обладание святынями Иерусалима и других священных городов, показывает развитие арабо-израильского конфликта в секулярном XX веке. Что уж говорить о Средневековье† |
Конечно,
осуществление христианских надежд на
«возвращение» Святой земли было весьма
болезненно воспринято миром ислама: в тексте
сказано |
Ответные действия «южного царя», собравшего все силы для отвоевания Святой земли, в конце концов возымели успех: в 1244 го ду христианские войска окончательно покинули Иерусалим, а к 1270 году утратили в Святой земле практически все свои владения. Последующие крестовые походы, периодически возобновлявшиеся до конца XIV века (вплоть до Девятого похода в 1395 году), были почти безрезультатны и происходили уже вне границ Святой земли. |
. |
![]() |
. |
«…И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее…» (Дан. 11, 12) |
. |
Разумеется,
массы мусульман ( |
«…Он
низложит многие тысячи…» — в оригинале |
В 1453 году пал завоеванный турками Константинополь, что положило конец даже номинальному существованию остатков Восточно-римской империи. |
«…Но
от этого не будет сильнее…» — |
. |
«…Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего…» (Дан. 11, 13) |
. |
Многочисленные сражения европейских государств с Оттоманской империей, включая русско-турецкие войны, растянулись на столетия. |
. |
«…И через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством…» (Дан. 11, 13) |
. |
Здесь
снова неточный перевод: |
Именно Великобритания была главным соперником Османской империи в борьбе за Святую землю, именно под британский протекторат впоследствии, в 1917 году, перешла Святая земля, отвоеванная у Турции в Первой мировой войне. |
Однако вернемся «к концу… двух лет» — к 1837 году. В это же время в Российской империи, где тогда было сосредоточено большинство еврейского населения мира, в правление Николая I (1825–1855 годы) проводилась крайне антисемитская политика, направленная не только на жестокое притеснение, но и на резкое уменьшение количества иудеев. Сокращение численности достигалось путем принуждения к крещению находящихся на военной службе (в том числе детей, зачисляемых в массовом порядке насильно в кантонисты), а также посредством создания невыносимых условий жизни для евреев, отказывающихся переходить в Православие. |
Но, как это ни удивительно, именно таким путем началась подготовка, на первых порах незримая, и самой Святой земли, и еврейского народа к следующей эпохе, т. е. к возвращению иудеев на историческую родину. С одной стороны, притеснения в Российской империи побуждали миллионы евреев в течение нескольких десятилетий эмигрировать, при этом часть их переселялась на Святую землю; с другой стороны, сама земля Израиля готовилась к грядущим великим переменам… |
…Но вернемся к вековому противостоянию Севера и Юга, упомянутому в Дан. 11, 13. |
«Царь северный», который через семь столетий после разыгравшихся в XII–XIII веках сражений за Святую землю вновь «придет с огромным войском и большим богатством», — это опять-таки христианский мир, противостоящий Югу — исламским силам, объединенным Османской империей. |
Русско-турецкие войны, которые поэтапно велись с первой трети XVIII века по 1878 год, постепенно подтачивали и разрушали могущество Османской империи. Так, результатами войны 1828–1829 годов (в царствование Николая I) были освобождение Греции от османского ига, присоединение к России Черноморского побережья Кавказа, получение автономии Молдавией, Валахией и Сербией и т. д. |
В ходе войны 1877–1878 годов независимость обрел целый ряд стран Восточной и Южной Европы: Румыния, Сербия, Черногория, Болгария. Именно эти события были предвестием окончательной утраты Османской империей ее мощи, подготовкой ее распада и перехода Святой земли под власть англичан в 1917 году в результате Первой мировой войны. А последнее, в свою очередь, стало предпосылкой провозглашения независимости Государства Израиль после Второй мировой войны — в 1948 году. |
Так в
указанные сроки произошло возвращение
«северного царя» в пределы Юга не только «с
огромным войском» (вспомним беспрецедентное
количество сражавшихся на фронтах Первой
мировой войны), но и «с большим богатством»: слово
|
. |
«…В те времена многие восстанут против южного царя…» (Дан. 11, 14) |
. |
Против Османской империи в рассматриваемую эпоху восставали практически все порабощенные ею народы: болгары, сербы и другие славяне, греки, румыны, армяне, арабы и прочие. В результате большинство из них в конце концов образовали собственные национальные государства на ее развалинах. Восстания закабаленных наций весьма способствовали победе «северного царя» над «южным», почему и подавлялись турецкими властями (сперва султанами, а впоследствии и «революционными» младотурками) с беспримерной жестокостью — достаточно вспомнить об ужасающем геноциде армян 1915 года, когда было физически истреблено более полутора миллионов человек. Это был первый геноцид XX столетия. |
. |
![]() |
. |
«…И мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут…» (Дан. 11, 14) |
. |
«…И
мятежные из сынов твоего народа…» — перевод с
перестановкой слов: |
. |
Время Господу действовать: Закон Твой разорили. (Пс. 118, 126) |
. |
Священное Писание грозно предупреждает о том, что внезапная смертельная опасность подстерегает «разрушающих ограду» Закона Божьего. |
Об этом притчеобразно говорит Соломон: |
. |
…Кто разрушает ограду, того ужалит змей. (Еккл. 10, 8) |
. |
В
рассматриваемую нами эпоху (Дан. 11, 14), т. е. с
середины XIX века и далее, среди евреев все шире
стали распространяться народнические (в России),
а затем и социалистические (во всей Европе,
Америке и т. д.) идеи, связанные с отречением
от Бога и Его Закона. Этому предшествовала в
XVIII–XIX веках деятельность «просветителей» —
последователей движения, именовавшего себя |
Дело в том, что, желая стать «вполне европейцами» и подражая всему европейскому — от способа философствования до костюма и манер, — еврейские «просветители» не могли, в силу предшествующего воспитания, принять лишь одного: христианского взгляда на смысл жизни, от которого, как мы знаем, отрекались и «просветители» христианского происхождения. Евреям тем более представлялся чуждым религиозный христианский идеализм: здесь сказывалась историческая память о многовековых бесчеловечных гонениях Католической церкви против иудеев. |
Поэтому, отказавшись или постепенно отходя от иудейства и не приемля христианства, поборники «Гаскалы» становились деистами (признавая существование Бога лишь в абстрактном смысле) или пантеистами (отождествляя его с природой). Дети же их, следующее поколение, нередко оказывались уже атеистами-материалистами, почему они и именуются у Даниила «сынами мятежников твоего народа». |
Народнические,
а затем и социалистические идеи представлялись
«новым словом», притягательным для большинства
молодых людей, уже к концу XIX века. Огромное число
их стало марксистами-атеистами, полностью
отвергнув учение отцов и отказавшись от жизни по
Торе. О них предсказано следующее (Дан. 11, 14):
«…поднимутся, чтобы исполнилось видение…»
«Поднимутся», |
В кругах последователей французских «просветителей», а затем марксистов стала весьма популярной идея о безграничных возможностях человека, отринувшего Бога и теперь «ставшего достойным» занять Его место. |
«Древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 9) шипел и нашептывал «просветителям»-атеистам свои самые известные слова: |
. |
…Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3, 5) |
. |
Отсюда и проистекает необычайная гордыня тех, кто считал себя самыми просвещенными, «научно оснащенными» людьми всех времен и народов, а следовательно, в собственных глазах, имел право решать судьбы мира революционным путем… |
«Поднимутся
[точнее, «вознесутся»], чтобы исполнить
видение…» «Видение» — |
Видение «светлого будущего человечества», Марксов «коммунизм» — вот идеал, осуществлению которого посвятили свою жизнь «мятежные из сынов народа». И очень многие из них, возможно, даже подавляющее большинство, делали это искренне, не щадя ни сил, ни здоровья, ни самой своей жизни, чтобы приблизить, как им казалось, наступление некой эпохи, лишь внешне и отчасти подобной описанному пророками Царству Божьему (см., например, Мих. 4, 1–4), но… без Бога и Его Закона, вопреки Его воле, ясно выраженной в Торе: |
. |
…И
если презрите Мои постановления, и если душа ваша
возгнушается Моими законами… |
. |
Увы, именно эти пророчества с точностью исполнились в XX веке: отвержение Бога и Торы привело к тому, что «посеянное» евреями-атеистами оказалось напрасным посевом. Оно пошло на пользу лишь врагам — «амаликитянам» (Исх. 17, 16; Пс. 82, 2–5) и породило германский нацизм, который в результате описанных событий и стал тем «мстительным мечом», который привел к гибели более шести миллионов евреев Европы. |
Пророчество
Даниила об этих событиях завершается кратчайшим
выражением: |
. |
…И
споткнутся друг на друга, как от меча… и не будет
у вас силы противостоять врагам вашим; |
. |
Именно взаимное «столкновение» социалистов различных направлений в Германии 20-х — начала 30-х годах XX века, именно вражда между демократическими партиями, авангард которых составляли евреи, проложили дорогу к власти Гитлеру. Последствия описаны в стихе Лев. 26, 38 и в комментариях, увы, не нуждаются… |
. |
![]() Палестина под британским протекторатом |
. |
Возвратимся к событиям, изложенным в Книге Даниила: |
. |
«…И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом…» (Дан. 11, 15) |
. |
В предыдущем стихе пророчество, как бы забегая вперед, свидетельствовало о «падении мятежных сынов», т. е. о трагических последствиях отступления их от Бога. |
Теперь же ангел возвращается «к восстанию против царя южного» (ст. 14) — борьбе порабощенных Оттоманской империей народов за свою независимость. Поток событий привел к Первой мировой войне, в результате которой Великобритания (а в лице ее — весь христианский Север) отвоевала у Турции Святую землю. |
«Укрепленным
городом» ( |
. |
Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся!.. (Зах. 9, 12) |
. |
Да и какой еще, собственно, город мог занимать все мысли Даниила, постоянно молившегося об Иерусалиме и Храме (9, 16–17)? Подчеркнем еще раз, что ангел был послан, дабы возвестить Даниилу, что будет «с народом его», т. е. с израильтянами: |
. |
«…А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена…» (Дан. 10, 14) |
. |
Поэтому,
все события, изложенные в главах 11–12, так или
иначе соотносятся с историей Святой земли и
еврейского народа, и напрасно было бы искать в
пророчествах ангела указаний на события, не
связанные с этими темами. Даниил настолько желал
знать будущее своего народа, что даже был назван |
…Итак, «царь северный» — христианская Европа — в лице Великобритании овладеет «укрепленным городом», т. е. Иерусалимом, в 1917 году. |
. |
«…И не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять…» (Дан. 11, 15) |
. |
У
клонящейся к закату Оттоманской империи,
несмотря на ее обширные территории («мышцы») и
фанатично настроенную, одержимую идеей
пантюркизма большую армию («отборные войска»),
действительно «не достало силы» устоять ( |
. |
«…И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним…» (Дан. 11, 16) |
. |
«…И
кто выйдет к нему…» — перевод неточный: |
Выдающийся общественный деятель Хаим Вейцман, знаменитый химик, изобрел во время Первой мировой войны жизненно необходимый для армии Великобритании новый способ выработки ацетона. Это открыло ему и представляемым им сионистским кругам возможность обратиться к британскому правительству с ходатайством о создании правоохраняемого убежища для еврейского народа в Палестине. В благодарность за спасительное изобретение военный кабинет министров одобрил составленную министром иностранных дел Джеймсом Бальфуром декларацию «О восстановлении Национального очага для еврейского народа в Палестине» («Декларация Бальфура» от 2 ноября 1917 года). |
. |
![]() |
. |
Однако недаром пророчество подчеркивает, что «приходящий» к «северному царю» вынужден будет «действовать по воле его». В ходе переселения евреев из разных стран в Святую землю после опубликования декларации Бальфура британские власти столкнулись с недовольством, а затем и сопротивлением арабов (вплоть до погромов и вооруженных нападений на еврейские поселения и кварталы). Боясь потерять в лице арабов союзников, а особенно лишиться природных богатств Ближнего Востока, правительство Великобритании в корне изменило свою политику («волю»): оно установило квоту на въезд евреев в Палестину и стало проявлять враждебность к уже живущим в стране евреям (в ряде случаев в этом находил выражение и собственный антисемитизм тех или иных представителей власти). |
Апогея подобное отношение достигло, когда еврейским беженцам из Европы, спасавшимся от рук нацистов на кораблях, было отказано в праве причаливать к берегам Святой земли, а если они все же пытались это сделать, их расстреливали с берега регулярные части британской армии. |
По этой-то «воле северного царя», соотнося с ней свои усилия, и пришлось поступать в дальнейшем сионистским деятелям. Дело усложнялось тем, что после вступления Великобритании в войну с нацистским Рейхом еврейское население Палестины («ишув») оказалось в двойственном положении: с одной стороны, Англия сражалась со смертельным врагом всего еврейского народа, с другой — она и сама активно враждовала против евреев Святой земли. Вот почему сказано: «…и никто не устоит перед ним…» — имеется в виду невозможность «устоять», т. е. держаться однажды принятых решений и действий, в сложившихся условиях. |
. |
«…И на славной земле поставит стан свой…» (Дан. 11, 16) |
. |
«…На
славной земле…» — |
«…Поставит
стан свой…» — так переведено короткое |
. |
«…И она пострадает от руки его…» (Дан. 11, 16) |
. |
Перевести
|
. |
«…И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это…» (Дан. 11, 17) |
. |
«…И
вознамерится…» — |
Великобритания предпринимала все усилия, чтобы сохранить свои обширнейшие колониальные владения и дать отпор набиравшей силу нацистской Германии, претендовавшей на мировое господство. Впоследствии британские войска непосредственно противостали германским «со всеми силами царства своего». |
«…И
праведные с ним…» — |
Под «йешарим», «благочестивыми», могут подразумеваться и сохранившие истинное христианское упование английские, американские и иные протестанты и католики, возмущенные притязаниями нацизма и сопротивлявшиеся ему на фронтах и в тылу; а кроме того, этим словом могут именоваться вообще все честные, прямые люди, боровшиеся против нацизма любыми доступными средствами. |
«…И
совершит это»… — |
. |
«…И дочь жен отдаст ему, на погибель ее…» (Дан. 11, 17) |
. |
«…Дочь
жен…», |
Не
вполне точен и весь перевод первой части стиха:
«…и дочь жен отдаст ему, на погибель ее…» В
оригинале подразумевается некто, совершающий
это действие: «дочь [из числа] жен» (т. е. народ
Израиля) «он отдаст ему, [чтобы] губить ее», «он
позволит ему вредить ей» — |
Как мы уже сказали, «ишув» (еврейское население Палестины) приостановил сопротивление англичанам на весь период Второй мировой войны, так как Англия сражалась против Гитлера. В то же время, британские власти в Палестине не прекратили, но усилили свою борьбу против евреев, вплоть до физического уничтожения людей (в том числе женщин и детей), спасающихся на кораблях из оккупированной нацистами Европы. Кроме того, будучи осведомлены о геноциде еврейского народа, англичане и их союзники не принимали необходимых мер для спасения обреченных, в частности, отказывались впускать в свои страны эмигрантов. Впоследствии они не желали бомбить железные дороги, по которым поезда бесперебойно доставляли миллионы евреев в лагеря смерти. Вот так «дочь [из числа] жен» была предана — «отдана, чтобы губить ее»… |
Однако далее говорится: |
. |
«…Но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того…» (Дан. 11, 17) |
. |
Слова
«замысел» в оригинале нет — сказано просто: |
Буквально
|
. |
«…Потом обратит лицо свое к островам и овладеет многими…» (Дан. 11, 18) |
. |
Здесь
в еврейском тексте есть разница между «кетив»,
т. е. написанием слова, и «кери», т. е.
традиционным его чтением. Написано |
После
Второй мировой войны Британская империя стала
распадаться, а страны и народы, в нее входившие,
поочередно обретать независимость. «Обращение
лица» к этим «островам» было одновременно и
«возвращением» к проблеме колониального
империализма, попыткой удержать многочисленные
владения. Поэтому выражение |
Однако далее предсказано: |
. |
«…Но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него…» (Дан. 11, 18) |
. |
Правильнее перевести так: «…и прекратит Вождь поругание от него [врага], [воздав] ему, но тот не сможет воздать Ему поруганием своим…» |
Преследование
евреев в Святой земле было поруганием Господа,
Бога Израилева, Вождя и Судии всех ( |
Прекрасно зная о том, что преследование евреев является враждой против Бога (поскольку Библия была настольной книгой в большинстве английских семей), британские власти, тем не менее, поддались корысти и стали «служить маммоне вместо Бога» (Матф. 6, 24). Английский народ, особо взысканный Всевышним для исполнения Его воли по отношению к евреям и Святой земле, оказался недостоин своей миссии, и Бог «прекратил поругание от него». |
Сама же Англия «не смогла воздать Ему поруганием», ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7). Лишенная своих колониальных владений и статуса мировой державы в наказание за «поругание Вождя», Англия вынуждена была озаботиться проблемами собственного острова — прежде всего, англо-ирландским конфликтом: |
. |
«…Затем он обратит лицо свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его…» (Дан. 11, 19) |
. |
«Не станет» — в смысле мировой державы, Британской империи (что, конечно, отнюдь не означает исчезновения Великобритании как государства). |
. |
![]() |
. |
«…На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству славы…» (Дан. 11, 20) |
. |
Предсказав,
что «северный царь» в наказание за «поругание
Вождя» лишится величия своей империи, ангел
объясняет: будут и иные претенденты «на место
его» ( |
Описанные
далее события могут происходить одновременно,
поскольку не сказано об их очередности: стихи 20 и
21 одинаково начинаются словами |
Слова
«некий» в оригинале нет, в нем говорится
следующее: |
. |
«…Но и он после немногих дней погибнет — и не от возмущения, и не в сражении…» (Дан. 11, 20) |
. |
Словосочетание
|
К 1991
году Советский Союз перестал быть тираническим
государством, а вслед за тем распался, не
стремясь более к мировому господству и не
претендуя уже на роль самой могучей всемирной
державы. Произошло это, как и предсказано, «не от
возмущения и не в сражении»: крушение
коммунистического режима не было связано ни с
внешней войной, ни с кровопролитными внутренними
событиями ( |
Упоминание в пророчестве об этом периоде истории определенно связано с огромной ролью России в судьбах еврейского народа в XX веке: с противостоянием Советского Союза нацистской Германии и победой над ней, а затем — с участием в создании Государства Израиль и с борьбой против него на стороне арабов. Как мы помним, Даниилу свыше обещано было сообщить именно о том, что будет с «народом его» (Дан. 10, 14). Следовательно, упоминаются как раз те народы и государства, которые играли важнейшую роль в еврейской истории. |
. |
![]() |
. |
«…И восстанет на место его презренный…» (Дан. 11, 21) |
. |
Как
мы уже сказали, выражение |
«Презренный»,
|
Вторым претендентом на то, чтобы «вырвать» из рук Великобритании владычество и присвоить себе статус мировой державы, была нацистская Германия. |
. |
«…И не воздадут ему царских почестей…» (Дан. 11, 21) |
. |
Слово
|
. |
От Господа — щит наш, и от Святого Израилева — царь наш. (Пс. 88, 19) |
. |
Вот
почему вожди и судьи именуются |
. |
Бог
стал в сонме богов; среди богов произнес суд: |
. |
Вот
этого-то |
Именно к этим временам, к эпохе Второй мировой войны, относится предсказание псалмопевца: |
. |
Сказал
безумец в сердце своем: «Нет Бога». Они
развратились, совершили гнусные дела; нет
делающего добро. |
. |
Борьба сознательных служителей тьмы, германских нацистов, против Бога и отрицание Его могущества («Нет Бога») привели к тому, что они ниспровергли общечеловеческую нравственность, основанную на Божественных заповедях («нет делающего добро») и стали планомерно истреблять народ Божий — Израиль, уничтожая его ежедневно («как едят хлеб»). Однако нацистам все же пришлось «убояться Бога»: суд над их государством и над ними самими свершился (разгром Германии, Нюрнбергский процесс). И они, издевавшиеся над надеждой Израиля на Бога («Кто даст с Сиона спасение Израилю?»), увидели сами после войны восстановление израильского государства и возвращение в него евреев («Когда Господь возвратит пленение народа Своего…»). |
Так исполнились в точной последовательности предсказания этого псалма. |
…Вернемся к Книге Даниила: |
. |
«…Но он придет без шума и лестью овладеет царством…» (Дан. 11, 21) |
. |
«…Без
шума…» — так переведено |
«…И
лестью овладеет царством…» — слово |
. |
«…И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета…» (Дан. 11, 22) |
. |
«Всепотопляющие
полчища» — вольный перевод употребленного в
оригинале выражения |
Как известно, в результате поражения Германии в Первой мировой войне страны Антанты навязали ей тяжелейшие условия мира, наложили огромную контрибуцию, лишили колоний и отторгли часть территорий (Версальский мирный договор 1919 года), что привело к небывалой разрухе в стране, страшному экономическому спаду, безработице и даже гибели части населения от голода. Германия была буквально «затоплена» условиями этого договора, выбыв из числа мировых держав, что в конечном счете и способствовало приходу к власти нацистов. Они умело использовали в своих целях «комплекс неполноценности» немцев, проигравших войну. |
Вот эти-то «силы затопившие» и сумел, в свою очередь, «затопить и сокрушить» нацистский фюрер, взяв реванш за проигрыш Первой мировой войны, оккупировав огромные территории в Европе и обирая их в пользу Германии. Однако слова «будут потоплены и сокрушены» указывают на временный характер поражения, нанесенного Германией своему врагу, ведь наводнение — явление временное… |
«…Даже
и сам вождь завета…» — выражение |
Кто же вошел в союз с нацистским Рейхом? СССР, который заключил с Германией в 1939 году пакт о ненападении («пакт Молотова–Риббентропа») и разделил с ней, по секретному соглашению, области оккупации, а также зоны влияния. |