. |
Из Лекции 9 |
. |
МЕССИЯ КАЗНЕННЫЙ И БЕССМЕРТНЫЙ. |
ЗАВЕТ, ЖЕРТВА И ИСКУПЛЕНИЕ |
. |
![]() |
. |
Если прежние видения посещали Даниила в период правления Валтасара, то новое явилось ему уже после завоевания Вавилона персами: |
. |
В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским… (Дан. 9, 1) |
. |
Смена мировых империй, трижды предсказанная ранее (Дан. 2, 39; 7, 5; 8, 3–4) и произошедшая на глазах у Даниила, побудила его глубоко задуматься над пророчеством своего предшественника — Иеремии. Даниил жаждал узнать, когда же закончится срок, назначенный свыше для наказания народа Божьего, т. е. срок вавилонского пленения: |
. |
…В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. (Дан. 9, 2) |
. |
Из сказанного следует, что иудеи в вавилонском плену обладали списками пророческих книг (в том числе Книги Иеремии), спасенными ими из Иерусалима при переселении. С них, очевидно, делалось много копий, доступных для пользования. Впрочем, Даниил, как влиятельный царедворец, мог иметь доступ и к редким манускриптам. Скорее же всего, он сам составил библиотеку из пророческих книг для себя и других верных Богу иудеев (ср. Ездр. 7, ст. 6, 10–12, 25; 9, 10–12; 10, 3; Неем. 8, ст. 1–8, 13–14, 18). |
Пророчество, произнесенное Иеремией о 70 годах вавилонского изгнания, выглядит так: |
. |
И
вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы
сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят
лет. |
. |
Это — пророчество о завоевании Иудеи и окрестных стран, о продолжительности вавилонского ига и о крушении Вавилонской империи по истечении указанного срока. |
А вот предсказание Иеремии о возвращении иудеев из Вавилона: |
. |
Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. (Иер. 29, 10) |
. |
По преданию, среди переселенных в Вавилон иудеев имелись разногласия относительно начала 70-летнего периода изгнания. Ведь царь Иехония со своим окружением, войском и частью народа был уведен в плен в 597 году до н. э. (IV Цар. 24, 10–16), разрушение же Храма и города и окончательное выселение большинства жителей произошли при царе Седекии в 586 году до н. э. (IV Цар. 25, 1–12). |
Поэтому находились люди, утверждавшие, что «опустошение Иерусалима» должно завершиться через 70 лет после пленения Иехонии; другие же были уверены, что семь десятилетий должны миновать, считая от разрушения Храма. |
В действительности, предсказанные Иеремией годы следует отсчитывать от разрушения Иерусалима в 586 году до н. э. («…земля эта будет пустынею и ужасом…» — Иер. 25, 11, что не произошло при пленении Иехонии), а истекают они, таким образом, в 516 году до н. э. |
Как раз в названном году было завершено строительство второго Храма (Ездр. 3, 2–10; Агг. 1, 14–15; 3, 1–7; Зах. 4, 9), т. е. — зримым образом — окончился период «опустошения» Святилища Господня. |
Однако до этого времени в описываемый Даниилом момент было еще далеко, и пророк для разрешения своих сомнений обратился, после вычислений и размышлений, к Самому Господу. Обратился с глубокой покаянной молитвой от лица всего народа, надеясь получить откровение о дальнейших судьбах Израиля: |
. |
И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте, и вретище, и пепле. (Дан. 9, 3) |
. |
Понятие «молитвы» и «моления» различаются. |
Слово
|
А
слово |
. |
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф. 5, 7) |
. |
Войдя в такое состояние любви и сострадания к своему народу, Даниил от лица всего Израиля исповедуется пред Богом в грехах и умоляет Его о прощении и руководстве (Дан. 9, 4–9). Пророк просит открыть ему смысл пророчества Иеремии, раскаиваясь за весь народ в непокорности прежним пророкам (ст. 10) и признавая, что справедливо постигли Иудею и Иерусалим «…проклятие и клятва, которые написаны в Законе Моисея, раба Божия…» (ст. 11). |
Именно за массовое идолопоклонство, а также другие беззакония, разрушены были Храм и столица, опустошена страна, как предсказывали Моисей и другие пророки (ст. 13–14). Теперь же, зная, что большая часть народа, как и сам Даниил, раскаивается в прежних деяниях и что близится время окончания гнева, пророк умоляет о восстановлении Иерусалима и Храма: |
. |
«…Да
отвратится гнев Твой и негодование Твое от града
Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей… |
. |
Еще не окончил Даниил этой молитвы, как ему явился вестник Божий: |
. |
…Муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы… (Дан. 9, 21) |
. |
Мы
уже говорили о том, что Даниил, как и другие
верные Богу иудеи, молился трижды в день (Дан. 6, 10).
Три молитвы соответствовали трем ежедневным
жертвам в иерусалимском Храме: утреннему и
вечернему всесожжению агнцев (Исх. 29, 38–39; Числ. 28,
3–4) и третьей, мучной, жертве, приносимой в
течение дня (Лев. 2, 1–3) и называемой |
Время
каждой из молитв было точно соотнесено с
очередным жертвенным служением (ср. III Цар. 18, 36;
Деян. 3, 1; 10, 3 и 9). Описанная здесь молитва Даниила
соответствовала по времени мучной жертве |
. |
…И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению…» (Дан. 9, 22) |
. |
В
этом стихе дважды встречаются слова, производные
от глагола |
Ангел Гавриил продолжает: |
. |
«…В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение…» (Дан. 9, 23) |
. |
Здесь
|
. |
![]() |
. |
Теперь ангел Гавриил сообщает пророку нечто, намного превосходящее по своей значимости просимое им: ведь желание Даниила узнать, когда окончится вавилонский плен, будет исполнено и без откровения. Пророк вскоре сам увидит возвращение иудеев в Святую землю. А вот дальнейшие судьбы Израиля и всего мира определяются уже не семьюдесятью годами, а сроком, в семь раз большим: |
. |
«…Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная…» (Дан. 9, 24) |
. |
Слово
|
В
приведенном стихе упомянуты три разновидности
греха: |
Каждая из перечисленных категорий грехов нуждается в особом искуплении, что выражается в трех различных глаголах, употребленных в данном стихе. |
Так,
«преступление» ( |
«Грех»
( |
«Беззаконие»
( |
Описанное прощение грехов различных видов может произойти только по милости Всевышнего, Который назван «прощающим вину, и преступление, и грех» (Исх. 34, 7). Поскольку же речь идет об искуплении грехов всего народа, событие, с этим связанное, должно иметь важнейшее всемирно-историческое значение: оно именуется «оправданием вечным». |
Однако «семьдесят седмин» назначены и еще для некоторых великих свершений: |
. |
«…Чтобы… запечатаны были грехи… и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.…» (Дан. 9, 24) |
. |
В
рассматриваемом стихе глагол |
«Видение и пророк» — обобщающее название множества пророчеств Писания, посвященных важнейшему в мировом масштабе явлению: пришествию Мессии и его спасительной деятельности. Предсказания о Мессии имеются у всех пророков, начиная с Моисея (см. Лук. 24, 44: «…надлежит исполниться всему, написанному обо мне в Законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах»; также Лук. 24, 27: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о нем во всем Писании»). Особенно подробно грядущие дела Мессии, как известно, изложены в пророчестве Исаии (Ис. 52, 13–15; 53). |
Все
видения пророков о Мессии и его жертве за грехи
людей должны через «семьдесят седмин» лет
исполниться, а подтверждением истинности этих
видений, как бы «удостоверяющей печатью», станут
сами жертвенная жизнь и смерть Мессии. Он назван
«Святым святых» — |
Мы видим, что определение «Святое святых» прилагается именно к предметам, связанным с жертвоприношениями, и к самим жертвам. Но все жертвы и все жертвенное служение указывали на Мессию: |
. |
Ибо он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евр. 10, 14) |
. |
Поэтому
к нему в наибольшей и совершеннейшей степени
относится определение |
. |
…Святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес… (Евр. 7, 26) |
. |
…Итак,
по истечении «семидесяти седмин» лет Мессия
должен быть «помазан» — |
Однако в евангелиях мы не находим сообщения о том, чтобы Иисус был буквально «помазан» на царство или на пророческое и священническое служение, подобно, например, Саулу и Давиду (I Цар. 10, 1; 16, 13), Аарону (Исх. 29, 4–7) или Елисею (III Цар. 16, 13). Если это и произошло с Иисусом, то свершилось втайне, и нам об этом ничего неизвестно. |
Однако сказано о другом «помазании», которое совершил над ним Сам Всевышний: |
. |
…Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, благотворя и исцеляя… потому что Бог был с ним. (Деян. 10, 38) |
. |
Собственно говоря, помазание на царство, пророческое служение и священство было только символом излияния на помазуемого силы свыше — благодати Духа Святого, без чего не могло состояться истинное служение пред лицом Бога (I Иоан. 2, 20 и 27; I Цар. 16, 13). Поэтому Иисус и называется, и является Мессией — Помазанником — в самом истинном и высшем смысле этого слова. |
. |
![]() |
. |
С какого же времени начинается отсчет «семидесяти седмин»?— |
. |
«…Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» (Дан. 9, 25) |
. |
«Знай и разумей» — призыв не напрасный: здесь требуются и знание исторических фактов, и точный расчет времени. Даниил в подробностях записал все им услышанное. Вряд ли он сам дожил до «повеления о восстановлении Иерусалима», которое было издано при Артаксерксе I в 457 году до н. э. (Неем. 2, 1–8). Ведь Даниил был переселен в Вавилон вместе с царем Иехонией («Иоакимом» — Дан. 1, 1–6), т. е. в 597 году до н. э, и до 140 лет, по-видимому, не дожил. Однако написанное им обязаны исследовать мы, потомки, сопоставляя пророчество с историческими событиями. |
Повеление
Артаксеркса I в 457 году до н. э. касалось
возведения стен вокруг Иерусалима (буквально
сказано |
Поскольку сказано, что всего до времени появления Мессии («Святого святых») пройдет 70 седмин (ст. 24), а в стихе 25 упомянуты «семь и шестьдесят две», т. е. 69 седмин, то их отсчет с 457 года до н. э. приводит нас к последней, 70-й, седмине, в течение которой происходило пророческое служение Иисуса Христа и в конце которой свершилась его жертвенная смерть на Голгофе: эта, последняя из 70 седмин, выпадает на годы 27–34 н. э. |
Итак,
через 69 седмин должен открыться |
«…И
возвратится народ и обстроятся улицы и стены…»
— слова |
«…Но
в трудные времена…» — в оригинале |
За это время самостоятельное Иудейское царство под управлением династии Хасмонеев просуществовало только со 142 по 63 год до н. э., т. е. менее ста лет! Но даже и это время было нелегким в историии Иудеи, что уж говорить об остальных периодах «семидесяти седмин»! Воистину — «эпоха гнета»… |
. |
«…И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет…» (Дан. 9, 26) |
. |
«И по
истечении» — так переведено |
Поэтому
«предание смерти» Мессии ( |
Слово
|
На протяжении веков раввинами было практически запрещено или признавалось крайне нежелательным само упоминание его имени. Изобретались различные истории, имевшие целью опорочить его происхождение, образ жизни и учение, исказить историческую правду о нем (часть из них собрана в трактате «Тольдот Йешу» — «Родословие Иисуса»). |
Все
это было предсказано не только Даниилом (в одном
кратком слове |
. |
…Нет
в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не
было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. |
. |
Говоря
«мы» и «нас», Исаия имеет в виду свой народ,
Израиль. А последние слова приведенной части
пророчества говорят практически о том же, что и
Даниилово |
…Остановимся
на выражении: «…предан будет смерти Христос и не
будет…» Слова |
Однако возможен и перевод, представленный Синодальным текстом, — при таком прочтении мы видим указание на смерть и воскресение Мессии: он одновременно и «будет», и «не будет» предан смерти, т. е. —оживет! |
. |
![]() |
. |
«… А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет…» (Дан. 9, 26) |
. |
«Народ» — римляне, «вождь» — полководец Тит… Трагична уже сама последовательность событий в пророчестве: Даниил умолял о восстановлении Храма (Дан. 9, 16–19), а ниспосланное в ответ на молитву откровение завершается предсказанием о грядущем новом разрушении Иерусалима и его святилища. |
. |
«…И конец его будет как от наводнения…» (Дан. 9, 26) |
. |
Наводнение наступает внезапно и покрывает обширные территории. Так и римские легионы нахлынули на Иудею, затопив ее в крови подавленного восстания. |
. |
«…И до конца войны будут опустошения…» (Дан. 9, 26) |
. |
«Будут»
— в оригинале |
Обо всем этом говорится уже после описания разрушения Иерусалима и Храма, «конца его» (тот же стих 26). Здесь — указание на то, что и после взятия римлянами Иерусалима война еще какое-то время будет длиться («до конца войны»). Действительно, Иудейская война против Рима длилась 7 лет (66–73 годы), и после того, как Иерусалим пал, военные действия продолжались еще 3,5 года. |
Разгромлено было большинство городов Иудеи — «опустошения» были всеобщими, полными и повсеместными, вплоть до падения в 73 году считавшейся неприступной крепости Масада с ее героическими защитниками, которые предпочли уйти из жизни добровольно, но не попасть в руки римлян, т. е. предпочли смерть рабству. |
. |
«…И утвердит завет для многих одна седмина…» (Дан. 9, 27) |
. |
Речь
идет о том семилетии, в течение которого шла
Иудейская война. Слово |
События Иудейской войны вновь поставили вопрос о Новом завете — о принятии или отрицании учения Иисуса — перед множеством иудеев. С одной стороны, последователи Иисуса подвергались преследованиям и гонениям, особенно со стороны зелотов-сикариев — фанатично-воинственной партии, призывавшей к вооруженному сопротивлению римлянам (пусть даже в уже совершенно безнадежной ситуации) и ненавидевшей иудеохристиан за их проповедь мира, любви и прощения (особенно любви к врагам — Матф. 5, 44–48). Эти гонения укрепили во многих верующих преданность Иисусу и его учению — вплоть до героической жертвенной смерти за свои убеждения. |
С другой стороны, очень многие иудеи, помнившие произнесенные около 40 лет назад пророчества Иисуса о том, что Иерусалим и Храм будут разрушены (Лук. 21, 20–24), или слышавшие от других пересказ этих пророчеств, уверились на собственном опыте в истинности предсказанного, убедились в том, что Иисус был послан Всевышним, и вошли в число его последователей. Вот эти-то события и предсказаны в словах о седмине, призванной «утвердить завет для многих». |
. |
«…А в половине седмины прекратятся жертва и приношение». (Дан. 9, 27) |
. |
Как раз в «половине семилетия» Иудейской войны, т. е. через 3,5 года после ее начала, незадолго до разрушения Храма, 17 Таммуза 70 года, была принесена последняя жертва в Храме. А 9 Ава (следующий месяц, примерно соответствующий августу) жертвоприношения прекратились не только временно (из-за отсутствия жертвенных агнцев в условиях осады), но и на очень долгий срок — вплоть до грядущего восстановления Храма, сожженного римскими легионами в этот траурный день. |
. |
«…И на крыле Святилища будет мерзость запустения». (Дан. 9, 27) |
. |
«Крыло»,
|
. |
«…И измерь Храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор Храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам…» (Откр. 11, 1–2) |
. |
В видении Иоанна этот план духовной реальности — противопоставление «Храма Божия» «внешнему двору» (который был в эпоху второго Храма местом, на которое допускались поклоняющиеся Господу язычники) — представлен особенно четко… |
. |
![]() |
. |
Однако
«на крыле Святилища», т. е. в видимом мире, Храм
будет разрушен на очень долгое время — на его
месте останется «мерзость запустения». Так
переведено выражение |
Сама же территория разрушенной святыни приходила во все большее запустение. И когда в первой четверти V века н. э. христианство было провозглашено государственной религией Рима и стали сооружаться церкви, часовни, монастыри на его святых местах, территория Храма была намеренно превращена в городскую свалку — в знак «торжества» христианства над иудейством, «отмены и попрания» ветхозаветных установлений, что, якобы, «предписывается Евангелием» (см., однако, Матф. 5, 17–20; Лук. 16, 17). |
Поступая так, римские власти думали, будто способствуют исполнению предречения Иисуса: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23, 38), хотя в действительности это предречение осуществилось уже при разрушении самого Храма. |
Городская свалка существовала на месте Храма вплоть до занятия Иерусалима войсками Арабского Халифата в 637 году н. э. Мусульмане проявили по отношению к развалинам иерусалимского Храма особое благоговение. Храмовая площадь была расчищена, над местами бывшего медного жертвенника и других принадлежностей Святилища, особенно же над «Эвен-штия» — «Краеугольным камнем» мироздания, где находилось в свое время Святое святых, были воздвигнуты защитные сооружения; на этих местах мусульмане молились. В 687 году началось воздвижение Мечети Омара («Купола Скалы») над центральной территорией Храма. |
Таким образом исполнялось пророчество о «мерзости запустения», буквально — «гнусностях разрушителя», т. е. Рима — до того времени, когда власть над Святым городом была утрачена прямыми преемниками осквернителей Храма. |
. |
«…И окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». (Дан. 9, 27) |
. |
«Опустошитель», или «разрушитель», |
Так
наказан был непосредственный «опустошитель». Но
в более широком и глубоком смысле
«опустошителем» Храма было римское язычество,
старавшееся уничтожить Иерусалим как оплот
единобожия — оппозиционной идеологии.
«Окончательная предопределенная гибель» ( |