. |
Из Лекции 10 |
. |
ГРОЗНЫЙ АНГЕЛ. |
ВОЙНЫ НЕБЕСНЫХ КНЯЗЕЙ И БИТВЫ НАРОДОВ |
. |
Истинное Писание и его проекция в нашем мире |
. |
В предыдущих главах описывались пророчества, говорящие о видимых, наглядно проявляющихся процессах всемирной истории. Невидимых, духовных причин и истоков этих событий Даниил касался только в нескольких местах, и то намеком (Дан. 4, 10 и 14; 7, 9). |
О сражениях же между ангелами-покровителями различных народов, тех битвах, проявлением которых становятся земные войны и смены царств, было сказано лишь мимоходом как о борьбе четырех «ветров» ( ‹рухей шэмайа› — «духов небесных»), предшествовавшей появлению всемирных империй (Дан. 7, 2). В 10-й же главе Даниил подробно излагает видение о взаимоотношениях этих ангелов: ему приоткрываются, если можно так выразиться, «небесные корни» земных событий. |
Видение было ниспослано «в третий год Кира»: имеется в виду — со времени завоевания Вавилона. Следовательно, год откровения — 537-й до н. э. Названа и точная дата: «двадцать четвертый день первого месяца» (Дан. 10, 4). Имеется в виду пасхальный месяц Авив, или Нисан (Исх. 12, 1–2). |
Перед этим Даниил постился три недели: воздерживался от «вкусного хлеба, мяса и вина» (ст. 2–3). Несомненно, это было связано со скорбью по поводу разрушения Храма и невозможности совершить в пасхальные дни предписанное паломничество в Иерусалим (Исх. 23, 15; Втор. 16, 5–7). Ведь опресноки, пасхальный агнец, храмовые жертвы и возлияние вина — необходимые компоненты праздника (Числ. 28, 14 и 16–25), поэтому в знак траура Даниил отказывался от мяса и вина с начала месяца Нисан до исхода Пасхи — это как раз три недели. |
То же относится к упомянутому здесь «вкусному [ ‹хамудот› — «желанному»] хлебу»: хотя в дни Пасхи запрещен квасной хлеб и вкушаются только опресноки, но последние могут быть «вкусными», если их поливают елеем или замешивают елей в муку (Исх. 13, 6–8; Числ. 28, 20). Поскольку такие виды опресноков также являлись разновидностью храмовых приношений (Лев. 2, 1–11), Даниил в дни поста воздерживался и от них. |
И вот 24 Нисана на берегу реки Тигр Даниил узрел видение: |
. |
…И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. (Дан. 10, 5) |
. |
Льняную одежду носили священники при служении (Исх. 28, 40 и 42), а также первосвященник в День Очищения (Лев. 16, 4); из этого видно, что ангел, явившийся Даниилу, исполнял своего рода священническое служение — важное поручение Господа, весть о котором он и доставил пророку. |
«Золото из Уфаза» упоминается также у Иеремии (Дан. 10, 9); по некоторым данным, имеется в виду область на Кавказе, славившаяся золотыми приисками и ювелирным мастерством (Фазис в Колхиде, упоминаемый в греческом предании о «золотом руне»). |
. |
«Тело его — как топаз, лицо его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей». (Дан. 10, 6) |
. |
Кем был ангел, явившийся Даниилу? Очевидно, это не Гавриил, ибо к явлениям последнего пророк «привык», и они уже не устрашали его (Дан. 8, 16–19; 9, 21–23). В то же время, ангел, явившийся на сей раз, привел Даниила в несказанный трепет (Дан. 10, 8–9 и 15). Это также и не Михаил, пришедший на помощь описанному здесь ангелу (Дан. 10, 13 и 21). |
Мы можем лишь сказать, что Даниилу открылся «ангел лица Божьего», о роли которого в судьбах Израиля свидетельствует Исаия: |
. |
Во всякой скорби их Он не оставлял их, и ангел лица Его спасал их. (Ис. 63, 9) |
. |
Этот же ангел явился Моисею в пустыне перед тем, как сам Господь заговорил с ним из неопалимой купины: |
. |
И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И воззвал к нему Бог из среды куста. (Исх. 3, 2–4) |
. |
Тот же ангел сопровождал сынов Израилевых в их странствиях после исхода из Египта: |
. |
Вот Я посылаю пред тобою ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил . (Исх. 23, 20) |
. |
По преданию, одно из имен этого ангела — ‹Метатрон› (возможно, восходит к греч. ‹Метатронос› — «[стоящий] при троне [Господнем]»). Он, как и ангел Михаил, является покровителем и защитником Израиля. Может быть, поэтому никто из спутников Даниила, кроме самого пророка, не смог выдержать явления этого ангела: окружавшие в тот момент Даниила люди, по-видимому, были персами, а не иудеями, и составляли его охрану. |
. |
И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один (Дан. 10, 7–8) |
. |
И самого Даниила явление столь высокого ангела настолько устрашило и лишило сил, что он говорит: |
. |
В оцепенении пал я на лицо и лежал лицом к земле. (Дан. 10, 9) |
. |
В оригинале сказано: ‹hайити нирдам› — «впал в дрему», «стал спящим» (в Синодальном переводе — «в оцепенении»). Переходу в иную (в данном случае высшую) реальность, на иной уровень восприятия, предшествует «сон» или, образно говоря, временная «смерть» по отношению к реальности прежней — земной. |
О том же говорит Иоанн в Откровении: |
. |
…И
лицо его, как солнце, сияющее в силе своей. |
. |
За «сном» или «смертью» по отношению к земной действительности следует «пробуждение» души в духовном мире: |
. |
И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. (Дан. 10, 11) |
. |
Почему же столь возвышенный ангел был послан на сей раз (и, как следует из текста, впервые) к Даниилу? Очевидно, только этот ангел имел право открыть пророку то, что содержится относительно грядущих земных событий «в истинном Писании» (ст. 21): древнееврейское ‹би-хтав эмет› — «в письменах истины», «в записях истинных». Слово ‹эмет›, «истина», состоит из первой, средней и конечной букв библейского алфавита: истина объемлет исток, сердцевину и завершение всякой вещи, всякого события. |
Слова об «истинном Писании» встречаются и в агадических преданиях, повествующих о «прототипе», «прообразе» Торы, хранящемся в высшем мире; причем Писание, ниспосланное нам, является «проекцией», отблеском, «тенью» этой небесной книги, будучи приспособлено к восприятию «сынов праха» (ср. Исх. 32, 32–33; Пс. 68, 29; 138, 16; Евр. 8, 4–5; 9, 8–12. Подобное же учение о «матери Книги», т. е. о первообразе Корана, хранящемся на небесах, имеется в исламе). |
Подробные пророчества о великих событиях мировой истории, содержащиеся в главах 11 и 12 Книги Даниила, как бы сходят со страниц «истинного Писания», находящегося в вышнем мире. |
. |
«Три недели» до восстановления Храма |
. |
Однако перед тем как начать эту, самую «длинную», цепь предсказаний, ангел приоткрывает для пророка некоторые детали той борьбы, которая ведется между ангелами-народоводителями в горних сферах. Он объявляет, что ответ на мольбу Даниила был ниспослан сразу же, как только тот стал просить о новом откровении: |
. |
«…С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим…» (Дан. 10, 12) |
. |
«…Смирить себя…» — в оригинале ‹леhитанот›, что можно перевести и как «поститься», «умаляться». Речь идет о трехнедельном посте Даниила (Дан. 10, 2–3). А под «первым днем» ( ‹йом hа-ришон› — «тот первый день») имеется в виду первое число месяца Нисан (ст. 4), с которого начался пост Даниила. Следовательно, уже 1 Нисана его молитва была услышана, и ангел с ответом на нее был послан. |
. |
«…Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день…» (Дан. 10, 13) |
. |
Конечно, князь из плоти и крови не мог бы противостоять ангелу. Имеется в виду ‹сар› — «вождь», «начальник», «князь» в смысле «ангел-народоводитель». К таким ангелам обратился Господь, посылая их возглавить вновь образуемые народы, на которые разделилось человечество после строительства Вавилонской башни: |
. |
…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Быт. 11, 7) |
. |
В песни Моисея (Втор. 32) в переводе Септуагинты, в отличие от масоретского текста (которому следует Синодальный перевод и в котором сказано: «…по числу сынов Израилевых…»), говорится о тех же ангелах-народоводителях: |
. |
Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу ангелов Божиих… (Втор. 32, 8) |
. |
Здесь упоминается то же событие — разделение первоначально единого человечества (Быт. 11, 1) на разноязычные народы, сопровождаемое назначением над каждым народом особого ангела (ср.: «Каждому народу поставил Он вождя…» — Сир. 17, 14). |
…Итак, ангел-народоводитель Персии противостоял ангелу, говорившему с Даниилом, «двадцать один день» — т. е. те же три недели, которые постился Даниил. Как же понимать это «противостояние», каков его духовный смысл? |
Мы знаем, что на манифест Кира о возвращении из вавилонского пленения и о восстановлении иерусалимского Храма (Ездр. 1, 1–4) откликнулась лишь часть иудеев, обнаружившая ревность по Боге и по Святой земле. Большая же часть плененных к тому времени прочно обосновалась в Вавилонии и не пожелала вернуться в землю Израилеву (правда, «все оставшиеся, во всех местах» помогали возвращающимся с Зоровавелем материально — Ездр. 1, 4). |
Соответственно, в наказание за нерадивость большей части народа, возведение Храма и восстановление Иерусалима задержались на долгие годы: от манифеста Кира до восстановления иерусалимского Храма прошло 23 года (539–516 годы до н. э.), о которых подробно говорится в книгах Ездры и Неемии. И последующие цари Персии то, внимая наговорам врагов Иудеи, останавливали строительство города и Храма, то вновь разрешали. |
В речи же ангела к Даниилу открывается духовная предыстория событий, которые произойдут в последующие годы — после «третьего года Кира» (Дан. 10, 1). |
Оказывается, невидимым «вдохновителем» как врагов Иудеи, так и решений персидских царей о приостановке строительных работ был «сар» — «князь» Персии, ее ангел. Он, вероятно, мог являться и самим персидским царям (например, во сне) и укреплять их в решениях, направленных против иудеев. Обычно ангелы — «князья» народов представали перед покровительствуемыми царями и властителями в человеческом облике. Так, например, было при Иисусе Навине: ангел Михаил, покровитель Израиля (Дан. 12, 1), «вождь [ ‹сар›] воинства Господня», предстал пред Иисусом как обычный воин: |
. |
Иисус,
находясь близ Иерихона, взглянул — и видит: и вот
стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный
меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты,
или из неприятелей наших? |
. |
Да и перед самим Даниилом, чтобы ободрить и утешить его после своего появления в устрашающем виде, ангел предстал затем в облике обычного человека (ср. Дан. 10, 6 с 10, 16–19). |
Итак, «князь» Персии, начиная с 1 Нисана и до конца Пасхи (до 21 Нисана) старался не допустить влияния ангела лица Господня на «царей персидских» (Дан. 10, 13). |
Но ведь в то время Персией правил лишь один царь — Кир (Дан. 10, 1). О каких же «царях» здесь говорится? Несомненно, еще и о будущих царях, от решений которых будет непосредственно зависеть участь Иерусалима и Храма. Ибо духовное воздействие (в данном случае — того или иного ангела) предшествует физическому свершению и определяет его. |
Почему же «князь» Персии не хотел допустить влияния ангела лица Господня на персидских царей? Дело в том, что построение Храма, возобновление жертвенного служения и возвращение иудеев в Святую землю могли привести народ Израиля, а вместе с ним и многие другие народы (как принявшие иудейство, так и расположенные к нему — Есф. 8, 17; 9, 27; Деян. 2, 5–11) к покаянию. Покаяние же способно приблизить Царство Небесное (Матф. 3, 2; 4, 17) — то самое Царство, которое, подобно «камню, оторгнутому от горы без содействия рук» (Дан. 2, 34 и 45), «сокрушит и разрушит все царства» (Дан. 2, 44). А в числе этих «сокрушаемых и разрушаемых царств» значится и Персия (Дан. 2, ст. 32, 35, 45; Иез. 38, 5 и 17–23). |
Конечно, «князя Персии» такой ход событий не устраивал: он желал продлить существование Персии — и как всемирной империи, и, в грядущем, как одной из великих стран. |
. |
Споры между ангелами-народоправителями |
. |
Однако ангел лица Господня сумел одолеть козни «князя Персидского» при содействии ангела Михаила — покровителя Израиля: |
. |
«…Но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских…» (Дан. 10, 13) |
. |
Михаил — вождь особого ангельского воинства, противостоящего не только «князьям» враждебных народов, но и «ангелам дракона», т. е. сатанинским силам: |
. |
И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли… (Откр. 12, 7–8) |
. |
И вот, при поддержке Михаила, ангелу, говорившему с Даниилом, удалось «остаться при царях Персидских» — иначе говоря, постоянно оказывать влияние на их решения относительно Иерусалима и Храма в последующие годы. |
Однако «двадцать один день» взаимного противостояния «князей» («сарим»), согласно законам духовного мира и «пророческому счету» дней, обратился в 21 год промедления в востановлении Святого города (Числ. 14, 34; Иез. 4, 4–6). |
Кир победил Вавилон в 539 году, следовательно, «третий год Кира» (Дан. 10, 1) — это 536 год до н. э. Как раз 21 год прошел от этой даты до восстановления Храма в 516/515 году до н. э. — «в шестой год царствования царя Дария» (Ездр. 6, 15). Имеется в виду Дарий Гистасп (522–485 годы до н. э.). Построением второго Храма завершилась эпоха вавилонского изгнания, длившаяся 70 лет (586–516 годы до н. э.) и предсказанная Иеремией (Иер. 25, 12; 29, 10–14). |
…Закончив борьбу с «князем царства Персидского» (Дан. 10, 13), ангел лица Господня явился Даниилу и сообщил о цели своего прихода: |
. |
«…А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням». (Дан. 10, 14) |
. |
«В последние дни» (Синодальный перевод: «в последние времена») — обычное выражение у пророков. Словосочетание ‹бэ-ахарит hа-йамим› можно перевести также как «после этих дней», «в оставшиеся годы». Возможны и другие переводы: см. Ис. 2, 2; Иер. 30, 24; 48, 47; 49, 39; Иез. 38, 16; Ос. 3, 5; Мих. 4, 1. Сопоставление перечисленных мест Писания показывает, что речь в них идет о событиях, далеко не всегда приуроченных к мессианским временам — действительно «последним дням» истории. Так и в данном случае: пророчество, сообщаемое ангелом, относится к длительным периодам истории, а не только к ее мессианскому завершению (т. е. имеет историко-профетический, а не один лишь эсхатологический характер). То же самое подтверждают и слова: «…видение относится к отдаленным дням», ‹ки-од хазон ла-йамим› — буквально «ибо еще [есть] видение, [относящееся к будущим] годам». |
Прежние видения и откровения, которых удостоился Даниил, имели более общий характер, относясь к судьбам целых империй. Теперь ему сообщается «еще видение», уточняющее, детализирующее прежние — «видение, [относящееся к будущим] годам», т. е. более подробное (слово ‹йом›, как известно, означает и «день», и «год» — ср. Быт. 1, 5; 2, 2–3 с I Цар. 1, 3, где ‹йамим› — «год», «годы»; в Синодальном переводе — «положенные дни», буквально же — «из года в год»). |
…Вновь укрепив своей духовной поддержкой Даниила (Дан. 10, 15–19), ангел поведал ему и о своей грядущей борьбе с «князьями» народов: |
. |
И он сказал: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот придет князь Греции…» (Дан. 10, 20) |
. |
Даниил, конечно же, помнил, что цель ангела — возвестить ему, что произойдет с народом Израиля (Дан. 10, 14). |
Все события, описанные далее (гл. 11–12), хотя и объемлют историю многих народов, но относятся непосредственно и к народу Даниила — Израилю, ибо история народа Божьего и Святой земли находится всегда в центре событий как их смысл и цель: |
. |
Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его посреди народов, и вокруг него — земли. (Иез. 5, 5) |
. |
Зная это, Даниил с удвоенным вниманием готовится внять новой пророческой вести. И прежде всего он узнаёт, что ангелу, его собеседнику, несмотря на прежнюю победу, предстоит еще воевать с «князем Персидским». По какому же поводу? |
Не являлся ли чудовищный замысел Амана, побуждавшего Артаксеркса I погубить всех иудеев в своем огромном царстве (Есф. 3, 8–14), своего рода «тактическим ходом» того самого «князя Персидского», над которым ангел лица Господня с помощью архангела Михаила одержал победу? Ведь если бы не стало иудеев, то и угроза грядущего торжества Царства Небесного больше не нависала бы над Персией и ее «князем»… |
Далее же сказано, что когда ангел лица Божия одолеет «князя» Персии, тогда «придет князь Греции»: борьба ангелов проявится на материальном плане — сменой царств, и мировой державой станет империя Александра Македонского. |
А после сообщения об этом следуют слова об «истинном Писании» (ст. 21), которые мы уже обсуждали. |
Надо заметить, что далеко не всякий ангел имеет право «раскрыть» ту или иную небесную книгу. Так, например, об одной из таких книг говорится: |
. |
И
никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под
землею, раскрыть сию книгу… |
. |
Книгу, о которой пишет Иоанн, имел право раскрыть один лишь Иисус Христос после своего воскресения. Так и книгу, о которой свидетельствует Даниил, — «истинное Писание», — имел право раскрыть и истолковать пророку лишь ангел лица Господня. Для этого он и пришел, сообщая: |
. |
«…И нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего…» (Дан. 10, 21) |
. |
…В Книге Захарии есть удивительное описание золотого семисвечника («меноры»), находящегося в горнем мире, справа и слева от которого расположены «две маслины», которые «изливают из себя золото» (Зах. 4, 2–3 и 11). На вопрос пророка, что они означают, ангел ответил: |
. |
…Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. (Зах. 4, 14) |
. |
В Книге же Даниила содержится как бы пояснение к видению Захарии: Господу предстоят, ходатайствуя за Израиль, два великих небесных «помазанника»: ангел лица Божия и архангел Михаил. |
И по ходатайству этих двух великих ангелов пророчества о будущем дошли до наших дней, став светильником на пути каждого, кто ищет истину… |