Из Лекции 8 На начальную страницу Из Лекции 10Rambler's Top100

Из Лекции 9

МЕССИЯ КАЗНЕННЫЙ И БЕССМЕРТНЫЙ.

ЗАВЕТ, ЖЕРТВА И ИСКУПЛЕНИЕ

metka.gif (950 bytes) Пророчество Иеремии о 70 годах вавилонского плена

     Если прежние видения посещали Даниила в период правления Валтасара, то новое явилось ему уже после завоевания Вавилона персами:

     В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским… (Дан. 9, 1)

 .

     Смена мировых империй, трижды предсказанная ранее (Дан. 2, 39; 7, 5; 8, 3–4) и произошедшая на глазах у Даниила, побудила его глубоко задуматься над пророчеством своего предшественника — Иеремии. Даниил жаждал узнать, когда же закончится срок, назначенный свыше для наказания народа Божьего, т. е. срок вавилонского пленения:

     …В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. (Дан. 9, 2)

 .

     Из сказанного следует, что иудеи в вавилонском плену обладали списками пророческих книг (в том числе Книги Иеремии), спасенными ими из Иерусалима при переселении. С них, очевидно, делалось много копий, доступных для пользования. Впрочем, Даниил, как влиятельный царедворец, мог иметь доступ и к редким манускриптам. Скорее же всего, он сам составил библиотеку из пророческих книг для себя и других верных Богу иудеев (ср. Ездр. 7, ст. 6, 10–12, 25; 9, 10–12; 10, 3; Неем. 8, ст. 1–8, 13–14, 18).

     Пророчество, произнесенное Иеремией о 70 годах вавилонского изгнания, выглядит так:

     И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.
     И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею.
(Иер. 25, 11–12)

 .

     Это — пророчество о завоевании Иудеи и окрестных стран, о продолжительности вавилонского ига и о крушении Вавилонской империи по истечении указанного срока.

     А вот предсказание Иеремии о возвращении иудеев из Вавилона:

     Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. (Иер. 29, 10)

 .

     По преданию, среди переселенных в Вавилон иудеев имелись разногласия относительно начала 70-летнего периода изгнания. Ведь царь Иехония со своим окружением, войском и частью народа был уведен в плен в 597 году до н. э. (IV Цар. 24, 10–16), разрушение же Храма и города и окончательное выселение большинства жителей произошли при царе Седекии в 586 году до н. э. (IV Цар. 25, 1–12).

     Поэтому находились люди, утверждавшие, что «опустошение Иерусалима» должно завершиться через 70 лет после пленения Иехонии; другие же были уверены, что семь десятилетий должны миновать, считая от разрушения Храма.

     В действительности, предсказанные Иеремией годы следует отсчитывать от разрушения Иерусалима в 586 году до н. э. («…земля эта будет пустынею и ужасом…» — Иер. 25, 11, что не произошло при пленении Иехонии), а истекают они, таким образом, в 516 году до н. э.

     Как раз в названном году было завершено строительство второго Храма (Ездр. 3, 2–10; Агг. 1, 14–15; 3, 1–7; Зах. 4, 9), т. е. — зримым образом — окончился период «опустошения» Святилища Господня.

     Однако до этого времени в описываемый Даниилом момент было еще далеко, и пророк для разрешения своих сомнений обратился, после вычислений и размышлений, к Самому Господу. Обратился с глубокой покаянной молитвой от лица всего народа, надеясь получить откровение о дальнейших судьбах Израиля:

     И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте, и вретище, и пепле. (Дан. 9, 3)

 .

     Понятие «молитвы» и «моления» различаются.

     Слово ‹тэфила, «молитва», родственно двум глаголам с общим корнем: ‹палаль› — «повергаться» и ‹пилель› — «размышлять», «судить», «раздумывать», «надеяться». Во время молитвы человек должен прийти в состояние абсолютного смирения пред Богом — «повергнуться» пред Ним, полностью покоряясь Ему; вместе с тем, ему надлежит размышлять о Божьем величии, осуждать свои грехи (т. е. раскаиваться в них) и надеяться на Всевышнего.

     А слово ‹таханун›, «моление», родственно глаголу ‹ханан› — «смилостивиться», «быть милосердным». Это не только всецелое упование на милость Создателя, но и обретение душой самого молящегося состояния милосердия и любви, сострадания к ближним и дальним. Только таким путем и возможно привлечь к себе милость свыше, поскольку, согласно нерушимому духовному закону, подобное соединяется с подобным:

     Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф. 5, 7)

 .

     Войдя в такое состояние любви и сострадания к своему народу, Даниил от лица всего Израиля исповедуется пред Богом в грехах и умоляет Его о прощении и руководстве (Дан. 9, 4–9). Пророк просит открыть ему смысл пророчества Иеремии, раскаиваясь за весь народ в непокорности прежним пророкам (ст. 10) и признавая, что справедливо постигли Иудею и Иерусалим «…проклятие и клятва, которые написаны в Законе Моисея, раба Божия…» (ст. 11).

     Именно за массовое идолопоклонство, а также другие беззакония, разрушены были Храм и столица, опустошена страна, как предсказывали Моисей и другие пророки (ст. 13–14). Теперь же, зная, что большая часть народа, как и сам Даниил, раскаивается в прежних деяниях и что близится время окончания гнева, пророк умоляет о восстановлении Иерусалима и Храма:

     «…Да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей…
     …И воззри светлым лицом Твоим на опустошенное Святилище Твое…
     …На город, на котором наречено имя Твое…
     Господи! услыши; Господи! прости; Господи! …не умедли… ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».
(Дан. 9, 16–19)

 .

     Еще не окончил Даниил этой молитвы, как ему явился вестник Божий:

     …Муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы… (Дан. 9, 21)

 .

     Мы уже говорили о том, что Даниил, как и другие верные Богу иудеи, молился трижды в день (Дан. 6, 10). Три молитвы соответствовали трем ежедневным жертвам в иерусалимском Храме: утреннему и вечернему всесожжению агнцев (Исх. 29, 38–39; Числ. 28, 3–4) и третьей, мучной, жертве, приносимой в течение дня (Лев. 2, 1–3) и называемой ‹минха — «приношение».

     Время каждой из молитв было точно соотнесено с очередным жертвенным служением (ср. III Цар. 18, 36; Деян. 3, 1; 10, 3 и 9). Описанная здесь молитва Даниила соответствовала по времени мучной жертве ‹минха. В этот момент пророк ощутил «прикосновение» ангела Гавриила, т. е. вновь получил возможность реального взаимодействия с духовным миром.

     …И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению…» (Дан. 9, 22)

 .

     В этом стихе дважды встречаются слова, производные от глагола ‹бин› — «вникать», «познавать», «разуметь». Речь идет об откровении, которое должно пролить свет на размышления Даниила об окончании «срока гнева».

     Ангел Гавриил продолжает:

     «…В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение…» (Дан. 9, 23)

 .

     Здесь ‹давар› — «слово», в смысле «указ», «[царский] приказ», а также «разъяснение» (ср. Есф. 1, 15 и 21; 5, 5). Имеется в виду откровение Господне, ниспосланное по молитве Даниила в самый первый момент его обращения к Творцу.

metka.gif (950 bytes) Смысл жертвенной смерти Иисуса Христа

     Теперь ангел Гавриил сообщает пророку нечто, намного превосходящее по своей значимости просимое им: ведь желание Даниила узнать, когда окончится вавилонский плен, будет исполнено и без откровения. Пророк вскоре сам увидит возвращение иудеев в Святую землю. А вот дальнейшие судьбы Израиля и всего мира определяются уже не семьюдесятью годами, а сроком, в семь раз большим:

     «…Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная…» (Дан. 9, 24)

 .

     Слово ‹шавуа› означает или «неделю», или «семилетие» — нечто седмикратное. Здесь, конечно, имеется в виду семилетний период, так что всего насчитывается в «семидесяти седминах» 490 лет. Они назначены для приготовления народа Израиля и города Иерусалима к величайшему событию, связанному с прощением грехов и оправданием (цэдек›; в Синодальном переводе — «правда») вечным.

     В приведенном стихе упомянуты три разновидности греха: ‹пэша› — «мятеж», «измена», «возмущение»; ‹хатат› — «ошибка», «отступление», «промах», «грех»; и ‹авон› — «искажение», «кривизна», «уклонение». Этим перечнем исчерпываются все возможные грехи (разумеется, внутри каждой из указанных категорий есть великое множество разновидностей). Итак, существуют преступления, совершаемые сознательно и дерзко, — ‹пэша›; грехи, происходящие от слабости, невнимательности, по ошибке, — ‹хатат›; и, наконец, проступки, причина которых состоит в некоем «искажении» в волевой, ментальной и/или эмоциональной сферах человека — «искажении», вызванном неверным направлением его духовного пути, — ‹авон›.

     Каждая из перечисленных категорий грехов нуждается в особом искуплении, что выражается в трех различных глаголах, употребленных в данном стихе.

     Так, «преступление» (пэша›) «покрывается» в смысле, присущем глаголу ‹кала — «удерживать», «прекращать», «останавливать», «запирать». Само побуждение к мятежу против воли и заповедей Всевышнего силою благодати Его «удерживается», т. е. прекращается.

     «Грех» (хатат›) «искупается» в смысле, присущем глаголу ‹хатам› — «запечатывать», «скрывать»: подобно свитку, свернутому и запечатанному печатью, т. е. закрытому для чтения (ср. Ис. 29, 11), список таких грехов «закрывается» Богом и не возобновляется (в Синодальном переводе — «запечатаны»).

     «Беззаконие» (авон›) «прощается» в смысле, присущем глаголу ‹кипер› — «покрывать» (в Синодальном переводе — «заглажены»): искажения восприятия и порочные деяния, по милости Господней, «покрываются» праведными желаниями, мыслями, чувствами и поступками.

     Описанное прощение грехов различных видов может произойти только по милости Всевышнего, Который назван «прощающим вину, и преступление, и грех» (Исх. 34, 7). Поскольку же речь идет об искуплении грехов всего народа, событие, с этим связанное, должно иметь важнейшее всемирно-историческое значение: оно именуется «оправданием вечным».

     Однако «семьдесят седмин» назначены и еще для некоторых великих свершений:

     «…Чтобы… запечатаны были грехи… и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.…» (Дан. 9, 24)

 .

     В рассматриваемом стихе глагол ‹хатам› употреблен в двух формах: по отношению ко греху ‹хатат› ‹лэхатем›, т. е. «запечатать», в смысле «закрыть»; а по отношению к «видению и пророку» — ‹лахтом›, т. е. «поставить печать», в смысле «подтвердить».

     «Видение и пророк» — обобщающее название множества пророчеств Писания, посвященных важнейшему в мировом масштабе явлению: пришествию Мессии и его спасительной деятельности. Предсказания о Мессии имеются у всех пророков, начиная с Моисея (см. Лук. 24, 44: «…надлежит исполниться всему, написанному обо мне в Законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах»; также Лук. 24, 27: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о нем во всем Писании»). Особенно подробно грядущие дела Мессии, как известно, изложены в пророчестве Исаии (Ис. 52, 13–15; 53).

     Все видения пророков о Мессии и его жертве за грехи людей должны через «семьдесят седмин» лет исполниться, а подтверждением истинности этих видений, как бы «удостоверяющей печатью», станут сами жертвенная жизнь и смерть Мессии. Он назван «Святым святых» — ‹Кодеш кадашим›. Так же именуется то отделение Скинии и Храма, где расположен ковчег завета (Исх. 27, 33–34; III Цар. 8, 6). Такое же определение, выражающее высшее состояние святости, прилагается еще к некоторым священным вещам, например, к хлебному приношению (Лев. 2, 3 и 10; 6, 17); к жертве повинности (Лев. 7, 1 и 6); к хлебам предложения (Лев. 24, 9); к медному жертвеннику для всесожжений и прочих жертв (Исх. 29, 37); к крови жертвы Дня Искупления (Исх. 30, 10); к умывальнику для священников (Исх. 30, 28–29); к благовонному курению (Исх. 30, 36).

     Мы видим, что определение «Святое святых» прилагается именно к предметам, связанным с жертвоприношениями, и к самим жертвам. Но все жертвы и все жертвенное служение указывали на Мессию:

     Ибо он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евр. 10, 14)

 .

     Поэтому к нему в наибольшей и совершеннейшей степени относится определение ‹Кодеш кадашим›. Первоначальное значение глагола ‹кадаш› — «отделять», отсюда производные значения — «освящать», «святить». И именно Мессия описан как

     …Святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес… (Евр. 7, 26)

 .

     …Итак, по истечении «семидесяти седмин» лет Мессия должен быть «помазан» — ‹лимшоах›, от глагола ‹машах›, почему он и именуется ‹Машиах›, по-гречески ‹Христос› — «Помазанник».

     Однако в евангелиях мы не находим сообщения о том, чтобы Иисус был буквально «помазан» на царство или на пророческое и священническое служение, подобно, например, Саулу и Давиду (I Цар. 10, 1; 16, 13), Аарону (Исх. 29, 4–7) или Елисею (III Цар. 16, 13). Если это и произошло с Иисусом, то свершилось втайне, и нам об этом ничего неизвестно.

     Однако сказано о другом «помазании», которое совершил над ним Сам Всевышний:

     …Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, благотворя и исцеляя… потому что Бог был с ним. (Деян. 10, 38)

 .

     Собственно говоря, помазание на царство, пророческое служение и священство было только символом излияния на помазуемого силы свыше — благодати Духа Святого, без чего не могло состояться истинное служение пред лицом Бога (I Иоан. 2, 20 и 27; I Цар. 16, 13). Поэтому Иисус и называется, и является Мессией — Помазанником — в самом истинном и высшем смысле этого слова.

metka.gif (950 bytes) 490 лет от эдикта Артаксеркса I до Голгофы

     С какого же времени начинается отсчет «семидесяти седмин»?—

     «…Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» (Дан. 9, 25)

 .

     «Знай и разумей» — призыв не напрасный: здесь требуются и знание исторических фактов, и точный расчет времени. Даниил в подробностях записал все им услышанное. Вряд ли он сам дожил до «повеления о восстановлении Иерусалима», которое было издано при Артаксерксе I в 457 году до н. э. (Неем. 2, 1–8). Ведь Даниил был переселен в Вавилон вместе с царем Иехонией («Иоакимом» — Дан. 1, 1–6), т. е. в 597 году до н. э, и до 140 лет, по-видимому, не дожил. Однако написанное им обязаны исследовать мы, потомки, сопоставляя пророчество с историческими событиями.

     Повеление Артаксеркса I в 457 году до н. э. касалось возведения стен вокруг Иерусалима (буквально сказано ‹леhашив вэ-ливнот› — «возвратить и обстроить»), т. е. возвращения ему статуса столичного города Иудеи (название которой, «Йегуд», обнаружено на местных монетах персидской эпохи).

     Поскольку сказано, что всего до времени появления Мессии («Святого святых») пройдет 70 седмин (ст. 24), а в стихе 25 упомянуты «семь и шестьдесят две», т. е. 69 седмин, то их отсчет с 457 года до н. э. приводит нас к последней, 70-й, седмине, в течение которой происходило пророческое служение Иисуса Христа и в конце которой свершилась его жертвенная смерть на Голгофе: эта, последняя из 70 седмин, выпадает на годы 27–34 н. э.

     Итак, через 69 седмин должен открыться ‹Машиах Нагид› — буквально «Мессия-Вождь», т. е. величайший из всех помазанников — царей, пророков и священников.

     «…И возвратится народ и обстроятся улицы и стены…» — слова ‹ташув вэ-нивнета можно понять и как «снова будут построены», а ‹рэхов вэ-харуц› — «улица и квартал» (в собирательном смысле); следовательно, Иерусалим, как и до разрушения, предстанет городом благоустроенным, разделенным на «административные районы», с красиво расположенными и отстроенными улицами.

     «…Но в трудные времена…» — в оригинале ‹у-вэ-цок hа-итим› — «и [или: „но»] в стеснении времен» или «в эпоху гнета». Общественная жизнь бурлила в Иерусалиме, и строительство и расширение города не прекращались в течение веков, несмотря на гнет сменяющих друг друга чужеземных властей — персов, македонян, эллинских династий Птоломеев и Селевкидов (среди последних — изувер и палач, устроитель геноцида иудеев Антиох Епифан), римлян.

     За это время самостоятельное Иудейское царство под управлением династии Хасмонеев просуществовало только со 142 по 63 год до н. э., т. е. менее ста лет! Но даже и это время было нелегким в историии Иудеи, что уж говорить об остальных периодах «семидесяти седмин»! Воистину — «эпоха гнета»…

     «…И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет…» (Дан. 9, 26)

 .

     «И по истечении» — так переведено ‹вэ-ахарей›, означающее «и после», что не одно и то же: не сразу «по истечении», а именно «после» 69 седмин был распят Иисус — в конце семидесятой седмины. И вся эта последняя седмина, т. е. весь период его пророческого служения и проповеди, был приготовлением к кульминационному моменту его жизни — принесению великой жертвы за грехи человечества.

     Поэтому «предание смерти» Мессии (йикарет› — «погибнет», «будет казнен») есть триумфальное завершение его земной жизни, и в каком-то смысле вся седмина его зримого служения на земле может быть названа «преданием смерти» — подготовкой к окончательному, абсолютному самопожертвованию ради рода человеческого.

     Слово ‹йикарет› в самом буквальном значении — «будет отрезан». Одним из наиболее трагических последствий непризнания Иисуса Христа большей частью его родного народа стало своего рода «отрезание», «отсечение», т. е. отделение его истории, учения, самой его личности от истории общееврейской, вытеснение его из «духовно-исторического пространства» еврейской цивилизации.

     На протяжении веков раввинами было практически запрещено или признавалось крайне нежелательным само упоминание его имени. Изобретались различные истории, имевшие целью опорочить его происхождение, образ жизни и учение, исказить историческую правду о нем (часть из них собрана в трактате «Тольдот Йешу» — «Родословие Иисуса»).

     Все это было предсказано не только Даниилом (в одном кратком слове ‹йикарет› — «будет отсечен», «будет отрезан» от своего народа), но и Исаией:

     …Нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему.
     Он был презрен и умален… и мы отвращали от него лице свое; он был презираем, и мы ни во что ставили его.
     …Мы думали,
что он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
     ‹…›
     Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу…
     ‹…›
     …Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
(Ис. 53, 2–8)

 .

     Говоря «мы» и «нас», Исаия имеет в виду свой народ, Израиль. А последние слова приведенной части пророчества говорят практически о том же, что и Даниилово ‹йикарет› — «будет отрезан»: ‹нигзар мэ-эрец хайим› буквально означает «отрезан от земли живых». «Землей живых»», «землей жизни» именуется Святая земля. Итак, Исаия предрекает, что Мессия не только будет казнен, но и, в сознании большинства еврейского народа, история его жизни и смерти надолго будет «отрезана» — отделена от истории Святой земли.

     …Остановимся на выражении: «…предан будет смерти Христос и не будет…» Слова ‹эйн ло› означают «не ему». Имеется в виду, что заслуга жертвенной смерти Мессии вменится не ему самому, а всем людям, во искупление грехов которых Мессия претерпит казнь (Иоан. 1, 29; Матф. 26, 28; I Петр. 2, 24–25).

     Однако возможен и перевод, представленный Синодальным текстом, — при таком прочтении мы видим указание на смерть и воскресение Мессии: он одновременно и «будет», и «не будет» предан смерти, т. е. —оживет!

metka.gif (950 bytes) Седмина Иудейской войны и Новый завет

     «… А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет…» (Дан. 9, 26)

 .

     «Народ» — римляне, «вождь» — полководец Тит… Трагична уже сама последовательность событий в пророчестве: Даниил умолял о восстановлении Храма (Дан. 9, 16–19), а ниспосланное в ответ на молитву откровение завершается предсказанием о грядущем новом разрушении Иерусалима и его святилища.

     «…И конец его будет как от наводнения…» (Дан. 9, 26)

 .

     Наводнение наступает внезапно и покрывает обширные территории. Так и римские легионы нахлынули на Иудею, затопив ее в крови подавленного восстания.

     «…И до конца войны будут опустошения…» (Дан. 9, 26)

 .

     «Будут» — в оригинале ‹нэхерецет›, что означает «назначена», «определена» — в женском роде единственного числа, в то время как ‹шэмемот›, т. е. «опустошения», «ужасы», — в женском роде множественного числа. Это указывает на единый источник («определение») многих опустошений и ужасающих деяний римлян. Все совершалось по указаниям Тита, стремившегося страшными казнями (пытками и распятием десятков тысяч, в том числе и добровольно сдавшихся в плен, продажей в рабство сотен тысяч иудеев) морально сломить народ.

     Обо всем этом говорится уже после описания разрушения Иерусалима и Храма, «конца его» (тот же стих 26). Здесь — указание на то, что и после взятия римлянами Иерусалима война еще какое-то время будет длиться («до конца войны»). Действительно, Иудейская война против Рима длилась 7 лет (66–73 годы), и после того, как Иерусалим пал, военные действия продолжались еще 3,5 года.

     Разгромлено было большинство городов Иудеи — «опустошения» были всеобщими, полными и повсеместными, вплоть до падения в 73 году считавшейся неприступной крепости Масада с ее героическими защитниками, которые предпочли уйти из жизни добровольно, но не попасть в руки римлян, т. е. предпочли смерть рабству.

     «…И утвердит завет для многих одна седмина…» (Дан. 9, 27)

 .

     Речь идет о том семилетии, в течение которого шла Иудейская война. Слово ‹hигбир› означает «усилит», «сделает мужественным», «сделает героическим». Под «заветом» (бэрит›) имеется в виду Новый завет, заключенный Мессией, Иисусом, со своими учениками-апостолами, символически представляющими колена Израилевы (Иер. 31, 31–34; Матф. 26, 20–28).

     События Иудейской войны вновь поставили вопрос о Новом завете — о принятии или отрицании учения Иисуса — перед множеством иудеев. С одной стороны, последователи Иисуса подвергались преследованиям и гонениям, особенно со стороны зелотов-сикариев — фанатично-воинственной партии, призывавшей к вооруженному сопротивлению римлянам (пусть даже в уже совершенно безнадежной ситуации) и ненавидевшей иудеохристиан за их проповедь мира, любви и прощения (особенно любви к врагам — Матф. 5, 44–48). Эти гонения укрепили во многих верующих преданность Иисусу и его учению — вплоть до героической жертвенной смерти за свои убеждения.

     С другой стороны, очень многие иудеи, помнившие произнесенные около 40 лет назад пророчества Иисуса о том, что Иерусалим и Храм будут разрушены (Лук. 21, 20–24), или слышавшие от других пересказ этих пророчеств, уверились на собственном опыте в истинности предсказанного, убедились в том, что Иисус был послан Всевышним, и вошли в число его последователей. Вот эти-то события и предсказаны в словах о седмине, призванной «утвердить завет для многих».

     «…А в половине седмины прекратятся жертва и приношение». (Дан. 9, 27)

 .

     Как раз в «половине семилетия» Иудейской войны, т. е. через 3,5 года после ее начала, незадолго до разрушения Храма, 17 Таммуза 70 года, была принесена последняя жертва в Храме. А 9 Ава (следующий месяц, примерно соответствующий августу) жертвоприношения прекратились не только временно (из-за отсутствия жертвенных агнцев в условиях осады), но и на очень долгий срок — вплоть до грядущего восстановления Храма, сожженного римскими легионами в этот траурный день.

     «…И на крыле Святилища будет мерзость запустения». (Дан. 9, 27)

 .

     «Крыло», ‹канаф›, Храма означает «придел», или удаленную его часть. Запустение, разрушение постигнет только видимый, вещественный «придел» Храма, в то время как «сердцевина» его — духовная сущность служения, сама возможность молитвы Всевышнему — пребудет вовек, недоступная вторжению язычников и неподвластная разрушению:

     «…И измерь Храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор Храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам…» (Откр. 11, 1–2)

 .

     В видении Иоанна этот план духовной реальности — противопоставление «Храма Божия» «внешнему двору» (который был в эпоху второго Храма местом, на которое допускались поклоняющиеся Господу язычники) — представлен особенно четко…

metka.gif (950 bytes) Наказание «опустошителя»

     Однако «на крыле Святилища», т. е. в видимом мире, Храм будет разрушен на очень долгое время — на его месте останется «мерзость запустения». Так переведено выражение ‹шикуцим мешомем› — буквально «мерзости опустошающего», «гнусности разрушителя». Поскольку опустошителем и разрушителем Храма была Римская империя, речь идет о неких «мерзостях», заполняющих место Храма в эпоху власти Рима. Действительно, после разрушения Храма римские власти запрещали иудеям появляться на святом месте, восходить на гору Мория. За особую плату выговорили себе представители иудейских общин право собираться близ «Стены Плача» — уцелевшего остатка Западной стены храмового двора — в определенные дни, особенно 9 Ава, в годовщину гибели Храма, чтобы оплакивать его.

     Сама же территория разрушенной святыни приходила во все большее запустение. И когда в первой четверти V века н. э. христианство было провозглашено государственной религией Рима и стали сооружаться церкви, часовни, монастыри на его святых местах, территория Храма была намеренно превращена в городскую свалку — в знак «торжества» христианства над иудейством, «отмены и попрания» ветхозаветных установлений, что, якобы, «предписывается Евангелием» (см., однако, Матф. 5, 17–20; Лук. 16, 17).

     Поступая так, римские власти думали, будто способствуют исполнению предречения Иисуса: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23, 38), хотя в действительности это предречение осуществилось уже при разрушении самого Храма.

     Городская свалка существовала на месте Храма вплоть до занятия Иерусалима войсками Арабского Халифата в 637 году н. э. Мусульмане проявили по отношению к развалинам иерусалимского Храма особое благоговение. Храмовая площадь была расчищена, над местами бывшего медного жертвенника и других принадлежностей Святилища, особенно же над «Эвен-штия» — «Краеугольным камнем» мироздания, где находилось в свое время Святое святых, были воздвигнуты защитные сооружения; на этих местах мусульмане молились. В 687 году началось воздвижение Мечети Омара («Купола Скалы») над центральной территорией Храма.

     Таким образом исполнялось пророчество о «мерзости запустения», буквально — «гнусностях разрушителя», т. е. Рима — до того времени, когда власть над Святым городом была утрачена прямыми преемниками осквернителей Храма.

     «…И окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». (Дан. 9, 27)

 .

      «Опустошитель», или «разрушитель», ‹шомем›, — это полководец, а позднее император, Тит. Императором он пробыл весьма недолго (79–81 годы) и погиб от мучительной болезни, сопровождавшейся ужасными болями в голове, расстройством восприятия и разума. По преданию, за богохульство Господь послал в его мозг «малейшее из созданий» — мельчайшее насекомое, которое своим движением вызывало адские боли, сопровождавшиеся невыносимым грохотом в ушах. Заглушить этот шум император пытался с помощью кузнеца, бившего в его присутствии по наковальне.

     Так наказан был непосредственный «опустошитель». Но в более широком и глубоком смысле «опустошителем» Храма было римское язычество, старавшееся уничтожить Иерусалим как оплот единобожия — оппозиционной идеологии. «Окончательная предопределенная гибель» (кала — буквально «конец», «истощение», «истребление») постигла и этого «опустошителя» при торжестве официального христианства в Римской империи в IV веке н. э.

Фрагменты готовящейся к изданию книги были переданы Д. В. Щедровицким для размещения в Интернете ввиду многочисленных просьб читателей ознакомить их с дальнейшими комментариями автора к книгам Ветхого Завета.  Знакомство читателей с уже изданными комментариями произошло через прочтение  многотомного издания "Введение в Ветхий Завет" (к настоящему времени издательством "Теревинф" издано три тома - комментарий ко всему Пятикнижию Моисееву). При этом далеко не все желающие могут свободно приобретать издаваемые книги, особенно в странах ближнего зарубежья. Так появился этот сайт. Свои отзывы, запросы и предложения по размещенным здесь материалам просьба присылать мне на адрес zavetiproroki@yandex.ru. Петр На начальную страницу Из Лекции 8 Из Лекции 10

Используются технологии uCoz