. |
Из Лекции 2 |
. |
ИСТУКАН ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. |
ОПЛОТ ЗЛА, НИЗВЕРЖЕННЫЙ «НЕ РУКАМИ» |
. |
![]() |
. |
С началом второй главы повествование сразу переходит от исторических событий к описанию явлений духовных, первыми из которых стали сон Навуходоносора и его истолкование Даниилом: |
. |
Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны… (Дан. 2, 1) |
. |
Буквально
понять сказанное о «втором годе» мы не можем хотя
бы потому, что Иерусалим был разрушен, как мы
помним, ранее, в третий год царствования
Навуходоносора (Дан. 1, 1); еще три года находились
в Вавилоне отроки, прежде чем были возвышены
царем (Дан. 1, 5). Большинство комментаторов
сходятся на том, что имеется в виду «второй год»
не от воцарения Навуходоносора над Вавилоном, а
от разрушения Иерусалима. Дело в том, что в
оригинале говорится о втором годе «от
царствования», или «от воцарения», — |
О последствиях снов, увиденных царем, далее сказано: |
. |
…И возмутился дух его, и сон удалился от него. (Дан. 2, 1) |
. |
«Сны»,
|
Возникает вопрос: почему же Бог послал столь важный по значению пророческий сон языческому царю? Ответов может быть несколько. Прежде всего, сон остался бы необъясненным, если бы при дворе не присутствовал Даниил. Значит, его приближение к царской особе было приурочено по времени к пророческим снам Навуходоносора, дабы Даниил сумел истолковать их во славу Божию. Из этого вытекает второе предназначение сна — обратить царя, а посредством него и все царство, в истинную веру (Дан. 3, 28–33; 4, 31–34). Однако, в отличие от фараона, которому истолковал сны Иосиф (ср. Быт. 41, 38–39), Навуходоносор не сразу обратился к Господу и еще упорствовал в своем язычестве (Дан. 3, 1–5). Наконец, третье, и, возможно, основное предназначение данного сновидения — оставить векам и народам яснейшее и неоспоримое свидетельство промысла Божьего, ибо пророческое значение царского сна распространяется на события вплоть до завершения истории (Дан. 2, 44) и исполняется последовательно во всех деталях вот уже 2500 лет. А для этого, кажется, нет лучшего пути, нежели ниспослание сна великому царю с тем, чтобы его истолковал великий пророк… |
. |
И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли и стали перед царем. (Дан. 2, 2) |
. |
Кроме двух разрядов тайноведцев, названных в Дан. 1, 20, здесь упомянуты еще два. |
Первый
разряд — это |
. |
Ворожеи не оставляй в живых. (Исх. 22, 18) |
. |
Пребывание таких чародеев в среде Божьего народа строго запрещено (Втор. 18, 10). У язычников же они пользовались особым почетом и обязательно находились в свите монархов. |
Второй
разряд — |
. |
И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон. (Дан. 2, 3) |
. |
В
оригинале оттенок мысли иной: дух царя
тревожится (то же слово в стихе 1 переводится как
«возмутился»), «чтобы познать» ( |
…Согласно
библейскому учению о духовно-душевном
устройстве личности, |
На
просьбу всех вызванных гадателей рассказать
содержание сна (ст. 4) Навуходоносор отвечает, что
знание сна (арамейское |
. |
…Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю… (Дан. 2, 10) |
. |
Ведь
ни один царь еще не требовал такого от своих
мудрецов! Подобное предприятие, по словам
вавилонских тайноведцев, доступно лишь для
«богов, которых обитание не с плотью» (ст. 11). Эти
«боги» (по-арамейски |
…Вернемся к стиху 4: почему отсюда и до конца 7-й главы текст не древнееврейский, а арамейский? Арамейский был вторым государственным языком (наряду с аккадским) в последний период существования Ассирийского царства, а затем — в Вавилонии. Он стал главным общеимперским языком и в Мидо-Персидском царстве. Представляется исторически достоверным, что Даниил, занятый государственными делами как в Вавилоне, так впоследствии и в Сузах (см. 8, 27), где делопроизводство велось на арамейском языке, пользовался в те годы привычным, повседневным арамейским и при написании данных глав своей книги. Первая же ее глава (и первые стихи второй), написанные в ранние годы, как и заключительные главы, изложенные в старости, записаны на отечественном языке — иврите… |
Итак, выслушав признание мудрецов в их духовном бессилии, Навуходоносор |
. |
Рассвирепел… и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских. (Дан. 2, 12) |
. |
А ведь в число мудрецов входили и Даниил с его тремя товарищами! И вот, упросив царя дать ему время на разгадку сна — его содержания и смысла (Дан. 2, 13–16), Даниил вместе с товарищами молят Бога открыть им тайну царского сна: |
. |
И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении… (Дан. 2, 19) |
. |
Здесь
употреблено арамейское слово |
. |
…И
Даниил благословил Бога небесного. |
. |
Уже
благословение Богу «от века и до века»
(арамейское слово |
Далее о Боге Даниил сообщает следующее: |
. |
…Низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным… (Дан. 2, 21) |
. |
Следовательно,
в сновидении ему были показаны различные царства
и царствования, их крушение («низлагает») и
восхождение («поставляет»). Следует особо
отметить, что слово |
. |
…Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы… (Прит. 1, 5) |
. |
Это означает, что всякое познание ниспосылается Богом человеку в той мере, в какой может быть усвоено. А поскольку мудрость — высшая степень познания, то она дается лишь тому, кто уже мудр… |
И Даниил продолжает перечислять благодеяния Всевышнего: |
. |
…Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. (Дан. 2, 22) |
. |
Само
арамейское слово |
Об этом же говорит Давид в одном из псалмов: |
. |
…Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы узрим свет. (Пс. 35, 10) |
. |
Свет откровения человек может узреть (т. е. дух его может «прозреть», «пробудиться» для восприятия духовных реалий) только в том случае, если свет Божий изольется на него. Этот свет жизни (Иоан. 8, 12), иначе называемый Словом, изначально обитал в Боге и с Богом как Его неотъемлемое свойство, чрез него был создан мир (Иоан. 1, 3–4), Он сопровождает и просвещает каждого человека с его рождения (Иоан. 1, 9), но подавляющее большинство людей не чувствуют его, не воспринимают и даже не ведают о нем. Он становится доступен восприятию лишь тех, в ком пробудился внутренний свет духовного познания (Лук. 11, 35). Для ощутившего же в себе его присутствие становится «светло так, как бы светильник окружал тебя сиянием» (Лук. 11, 36). Особенно это относится к людям, восстановившим непосредственное общение с Богом, т. е. к пророкам, к числу которых принадлежал Даниил… |
И вот он завершает восхваление такими словами: |
. |
Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя. (Дан. 2, 23) |
. |
Обратим внимание на словосочетание «мудрость и силу»: кроме мудрости, для адекватного восприятия пророческого видения необходима и внутренняя сила, ибо видение порой бывает поразительным по своему воздействию и даже отражается на здоровье пророка (Дан. 8, 17–18; 8, 27; 10, 9–10 и 16–18). Приведенный стих подчеркивает и скромность Даниила: хотя сновидение было послано именно ему, но — в ответ на его общую молитву с друзьями (Дан. 2, 17–19), поэтому он и говорит: «О чем мы молили… Ты открыл нам…» — а не «я» и «мне»! |
После этого Даниил был допущен к царю (Дан. 2, 24–25) и в ответ на вопрос о возможности пересказа сна и его истолкования (Дан. 2, 26) отвечал: |
. |
…Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. (Дан. 2, 27) |
. |
Помимо
уже упоминавшихся категорий вавилонских
тайноведцев, здесь приведены еще две: |
. |
Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.… (Дан. 2, 28) |
. |
Противопоставляя всемогущество Всевышнего слабости и ограниченности языческих жрецов, Даниил привлекает внимание царя к тому удивительному факту, что Всевышний соблаговолил через сновидение обратиться лично к Навуходоносору и открыть ему великие тайны. Этим пророк пытается пробудить в сердце царя не только осознание величия Создателя, но и чувство благодарности к Нему, ответную любовь к Богу, удостоившему царя такой чести, и понимание того, что призыв Божий послан в ожидании ответного обращения к Нему, покаяния и молитвы. |
Выражение
|
Затем Даниил объясняет царю причину, по которой тому было послано пророческое сновидение: |
. |
…Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. (Дан. 2, 28–29) |
. |
Упомянув о переходе царя от напряженных размышлений относительно будущих времен, как бы от его невольного «вопроса к Богу» — к самому сну, Даниил подчеркивает, что Творец ответил Навуходоносору на вопрос, хотя и не заданный Ему впрямую. В этом — еще одно указание царю на возможность его обращения ко Всемогущему и диалога с Ним… |
. |
А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего. (Дан. 2, 30) |
. |
Вновь, подобно Иосифу (Быт. 41, 16), «отходя в тень» со своей человеческой мудростью и проявляя присущую ему скромность, Даниил «дает место» славе Божьей и потенциальному диалогу Его с царем — пока одностороннему, сводящемуся к монологу Всевышнего. |
Знаменательны
заключительные слова стиха: «…чтобы ты узнал
помышления сердца твоего», по-арамейски: |
. |
![]() |
. |
Тебе, царь, было такое видение: вот какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. (Дан. 2, 31) |
. |
Гигантский
истукан представляет совокупность великих
земных царств, начиная с Вавилонии (ст. 38). Словами
«какой-то» переведено арамейское |
. |
![]() |
. |
У этого истукана голова была из чистого золота… (Дан. 2, 32) |
. |
Объясняя царю значение сна, Даниил толкует его следующим образом: |
. |
Ты,
царь, царь царей, которому Бог небесный даровал
царство, власть, силу и славу; |
. |
Вновь указывая на то, что власть получена Навуходоносором от Бога, Даниил утверждает при этом и некую всеобщую истину: не может быть власти, не допущенной Всевышним (ср.: «…Он… низлагает царей и поставляет царей» — Дан. 2, 21). Вспомним известное высказывание на этот счет апостола: |
. |
…Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. (Римл. 13, 1) |
. |
Другое дело, оказываются ли впоследствии те или иные власти достойны своей высокой миссии, сохраняют ли они нравственную высоту во вверенной им должности? Увы, это случается нечасто: |
. |
…Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. (Еккл. 5, 8) |
. |
Правитель должен ясно осознавать и постоянно помнить, что «царство, власть, силу и славу» он временно и частично получил от Того, Кому они принадлежат навсегда и во всей полноте: |
. |
…Ибо Твои есть Царство, и сила, и слава во веки… (Матф. 6, 13) |
. |
Навуходоносор
назван |
Сказано
также, что Бог отдал в руки Навуходоносора «всех
сынов человеческих, где бы они ни жили» (Дан. 2, 38).
Такое утверждение выглядело бы неверным (ведь
Навуходоносор не властвовал над Индией, Китаем,
Америкой и т. д.), если бы… перевод был точным!
На самом же деле выражение |
И
далее Даниил завершает толкование первого
«фрагмента» сна: «…ты — эта золотая голова!»
Почему именно Вавилонское царство, чья мощь
олицетворялась во дни Даниила самым великим
царем этого народа — Навуходоносором,
представлено головой истукана? В Междуречье,
начиная с древнейших государств Шумера и Аккада
и, преемственно, завершая Ассирией и Вавилонией,
впервые в истории получили глубокое развитие все
«умственные» занятия, все науки: математика,
астрология, анатомия, психология и др. Мало того,
после всемирного потопа именно в Шумере (др.-евр. |
Дело в том, что первоначальным замыслом Божьим после изведения Им Израиля из Египта было создание особого, теократического «царства священников и народа святого» (Исх. 19, 5–6). Это царство было призвано живым примером убеждать все народы в великих преимуществах жизни по Торе и постепенно присоединять их к себе, распространяя все шире Царство Божье (Исх. 15, 17–18; Пс. 45, 7–11; 65, 4 и 7–8). Надежды на осуществление этой земной «проекции» Царства Божьего особенно близки были к осуществлению в годы благочестивого и блестящего правления Давида и Соломона (Пс. 71, ст. 1, 8–12, 19). |
Однако после отступления царей и большей части народа от Торы, после разделения единого Израильского царства на две части по смерти Соломона и по мере умножения беззакония в обоих вновь образовавшихся государствах — Израиле и Иудее (IV Цар. 17, ст. 9, 18, 23; 21, 11–15) надежда на утверждение Царства Божьего на всей земле посредством праведности израильтян становилась все более эфемерной. Тогда-то и возник иной исторический замысел Самого Создателя: подвергнуть народ Израиля, а одновременно и все языческие народы, тяжелым испытаниям, наказаниям и вразумлениям посредством сменяющих друг друга четырех великих языческих империй, которые должны будут объединять народы, как бы временно и частично исполняя роль первоначально избранного царства Израиля (Пс. 88, 21–28). |
Эти четыре империи представлены в Дан. 2 в виде частей тела истукана, а в Дан. 7 — в виде страшных животных. И лишь после того как все народы изопьют до дна чашу наказаний и вразумлений Господних (Иер. 25, 14–31), после окончания власти «звериных царств» наступит царство человеческое, во главе с Сыном Человеческим — потомком царя Давида, который восстановит истинную веру, милосердие и братство на всей земле (Дан. 7, 13–14 и 27; Деян. 1, 6–8; 2, 30; 3, 20)… |
Первым из четырех «звериных» царств, т. е. всемирных империй, исторически возникших после тяжелейших отступлений от Господа царств Израиля и Иуды, явилась Вавилонская империя, высочайшего рассвета достигшая именно во дни Навуходоносора. Посему Вавилония и названа «головой»… |
Но
почему именно «золотой»? В Дан. 2, 32 сказано:
«…голова была из чистого золота…» — в оригинале
|
Исследователи Книги Даниила не раз обращали внимание на сходство содержания главы 2 с мифологическими представлениями ряда народов о сменяющих друг друга «веках» истории: «золотом», «серебряном», «медном» и «железном». Такие воззрения характерны для преданий весьма широкого географического ареала — от Древней Индии до Древней Греции и средневековой Скандинавии. В русских народных сказках тоже есть отголоски представлений о «царствах золотом, серебряном, медном». На основании таких параллелей некоторые библейские критики сделали вывод о том, что данный сюжет у Даниила вторичен и заимствован из языческих мифологий. Однако следует заметить, что сравнительно-историческое литературоведение не прослеживает подобных сюжетов в произведениях, предшествующих по древности Книге Даниила, на основании чего можно предположить, что Даниилов сюжет о «четырех царствах» (получивший, по-видимому, широчайшее распространение в многонациональной империи Навуходоносора, имевшего вообще обыкновение разглашать случившееся с ним по всему царству на всех языках — ср. Дан. 3, 29 и 33) был воспринят и впоследствии мифологизирован различными народами, религиями и культурами. |
. |
![]() |
. |
…Продолжая изложение царского сна, Даниил описывает истукана далее: |
. |
…Грудь его и руки его — из серебра… (Дан. 2, 32) |
. |
Комментируя эту часть сна, пророк утверждает: |
. |
После тебя восстанет другое царство, ниже твоего… (Дан. 2, 39) |
. |
Следующее
царство возникнет сразу за Вавилонским: |
Но
если так, то почему же о втором царстве сказано:
«ниже твоего»? Словом «ниже» переведено
арамейское |
Примат
у мидо-персов чувственного, «сердечного»
восприятия над интеллектуальным — вот причина
того, что их держава изображена в виде «груди»
истукана, а их практичность, как сказано,
отразилась в символике его «двух рук»,
означающих одновременно и
национально-культурную двойственность самого
царства. Кроме «более низкого», в культурном
плане «вторичного» положения Древнего Ирана по
отношению к Вавилонии, слово |
Остается,
в связи со сказанным, ответить на вопрос: почему
Вавилон изображен «золотым», а Мидо-Персия —
«серебряной»? Арамейское слово |
Слово
же |
Наконец,
о «втором царстве» сказано, что оно |
. |
![]() |
. |
…Продолжая описывать истукана, Даниил сказал: |
. |
…Чрево его и бедра его медные… (Дан. 2, 32) |
. |
Смысл этой части сна он изложил так: |
. |
…И еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. (Дан. 2, 39) |
. |
Третьей по счету среди всемирных империй стала империя Александра Македонского, которая после его смерти разделилась на четыре части (см. Дан. 7, 6; 8, 8). К «третьему царству» грамматически также относится глагол «восстанет», указывающий на власть в результате военного триумфа (победоносное завершение Александром Македонским греко-персидских войн). |
Заметим,
что слово |
Греческое
царство символизируется «чревом и бедрами»
истукана. Арамейское слово |
Почему
третье царство названо «медным»? Медь дешевле
серебра: как мы сказали, с точки зрения своих
общепринятых этических учений греки во многом
уступали персам. Арамейское название серебра — |
О третьем царстве сказано, что оно будет «владычествовать над всею землею» (Дан. 2, 39). Хотя владения империи Александра Македонского намного превзошли своей обширностью владения персов (к его царству относились, к примеру, юг Европы, северо-запад Индии и др.), однако о буквальном владычестве «над всею землею» говорить все же не приходится. Пророчество, несомненно, имеет в виду то огромное духовное влияние, которое эллинистическая цивилизация оказывала впоследствии на весь мир в течение тысяч лет — вплоть до наших дней. Приведем известное высказывание на этот счет профессора Тюбингенского университета Рюмвлина: «Все лучшее и важнейшее, чем может гордиться наша просвещенная современность, есть не более как наследие трех народов Древнего мира — евреев, греков и римлян». |
. |
![]() |
. |
…Продолжая описание сна об истукане, Даниил повествует: |
. |
…Голени его железные… (Дан. 2, 33) |
. |
Объясняя значение этого «фрагмента», он говорит: |
. |
А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. (Дан. 2, 40) |
. |
Четвертое
царство — Рим. Об этом царстве говорится, что оно |
Четвертое
царство — «железное». Недаром римские легионы,
закованные в железо, получили прозвание
«железных легионов». И «железная воля» Рима
заставляла все покоренные народы веками
преклоняться пред властью победителей.
Арамейское слово |
Итак,
четвертое царство «будет крепко, как железо».
Слово |
«…Ибо,
как железо разбивает и раздробляет все…» —
здесь употреблены формы арамейских глаголов |
«…Так и оно… будет раздроблять». Основой политики Рима по отношению к завоеванным странам и народам было их «измельчение», «раздробление» на части и области, назначение для каждой вновь образованной административной единицы своих правителей. Так, земля Израилева при римском правлении была разделена на отдельные небольшие области: Иудею, Самарию, Галилею, Заиорданье, Десятиградие, Перею, Итурею, Идумею и др. |
Еще
одно свойство железа, здесь упоминаемое: железо
действует по глаголу |
Вспомним о том сокрушительном ударе, который Рим нанес Иудее в 70 году, разрушив Иерусалим, о жесточайшем подавлении восстания Бар-Кохбы в 135 году, а также о многочисленных попытках цезарей I — начала IV веков бесчеловечными способами уничтожить христианство, бросая верующих на съедение диким зверям или сжигая их заживо… |
. |
![]() |
. |
…Ноги его частью железные, частью глиняные. (Дан. 2, 33) |
. |
Далее Даниил поясняет этот образ: |
. |
А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное… (Дан. 2, 41) |
. |
После официально провозглашенного в IV веке императором Константином (объявившим христианство сначала разрешенной, а потом и официальной религией Рима) разделения империи на Западную и Восточную началась история «двух ног» истукана, предсказанная Даниилом. Она привела к разделению «ног» на «десять пальцев, по пяти на каждой», т. е. к образованию в Европе и Азии отдельных обособленных частей бывшей Римской империи. Их история длится по сей день. Действительно, Западная империя географически и исторически разделялась на пять основных частей («пальцев»): это собственно Апеннинский полуостров (Италия), Германия, Галлия (Франция), Иберия (Испания и Португалия) и Британия. Точно так же и Восточная империя включала в себя пять составляющих: Грецию с Малой Азией, Сирию со Святой землей, Месопотамию, Египет и Берберию (средиземноморское побережье Северной Африки — бывшие владения Карфагена). |
. |
![]() |
. |
За многие века, прошедшие после разделения Римской империи на две части и последующего дробления этих частей на «пальцы», а последних — на отдельные национальные государства (в результате нашествий варваров, завоевательных походов ислама, крестовых походов, локальных и мировых войн и т. п.), было несколько попыток воссоздания, в том или ином виде, Римской империи. Временно возникали такие масштабные «подражания» ей, как Священная Римская империя, империя Наполеона, «Третий рейх» и др. Но все эти попытки заканчивались ничем, как и было предречено Даниилом относительно «пальцев» истукана: |
. |
…Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим… (Дан. 2, 43) |
. |
Все усилия человеческие, даже предпринимаемые самыми могущественными и одаренными правителями, — ничто в сравнении с волей Божьей, и никогда ни в коей мере не могут ей противостоять. |
. |
Он
обращает князей в ничто, делает чем-то пустым
судей земли. |
. |
А предсказание о том, что упомянутые части «раздробленного царства» (Дан. 2, 41) «смешаются через семя человеческое, но не сольются» исполнилось следующим образом. Почти всеобщее этническое смешение со времен Древнего Рима и до наших дней происходило и происходит на всей территории «пяти пальцев» истукана, о чем и написано: «…смешаются через семя человеческое…» И, однако, названные области не объединялись на сколько-нибудь долгий исторический срок, соизмеримый с длительностью существования любого из первых «четырех царств» — «головы», «груди», «чрева» и «голеней» истукана: они, как и предречено, друг с другом «не сливаются». |
. |
![]() |
. |
В чем же, по свидетельству пророка, причина невозможности их слияния и нового воссоздания «четвертого царства» — Римской империи? А в самом составе «пальцев»: ведь они «частью железные, частью глиняные» (Дан. 2, 33). Железо здесь, как объяснено выше, означает военно-политическую мощь Рима, подавлявшего любые сепаратистско-национальные движения и все народы «стригшего под одну гребенку». Что же, в таком случае, символизирует «глина»? Она упоминается в нескольких стихах (ст. 33–35, 41–43, 45), из которых целых три (ст. 41–43) специально посвящены описанию «разделенного» царства — «частью крепкого, частью хрупкого» (ст. 38 и 40). Заметим в связи с этим, что о Вавилоне говорится значительно лаконичнее, а предсказания об остальных двух царствах, Персии и Греции, вместились в один-единственный стих (ст. 39). Почему же «разделенному» царству уделено столько места? Если мы сравним между собой хронологические периоды существования всех упомянутых царств, то ясно увидим: первые четыре царства — от Вавилонии до Римской империи — даже в совокупности своей не просуществовали срока, отведенного «разделенному» царству. От Навуходоносора (VI век до н. э.) до разделения Римской империи (395 год н. э.) прошло около 900 лет, в то время как с IV века н. э. до наших дней — около 1700 лет! Это — одна из главных причин столь детального описания «разделенного царства». |
Вернемся
же к вопросу: что означает «глина»? Интересно, что
в арамейском оригинале во всех перечисленных
выше стихах употребляется слово |
Из
«глины», согласно древнейшим преданиям Востока,
были сотворены первые люди. Тело Адама, согласно
Быт. 2, 7, было создано Богом из |
. |
…Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш… (Ис. 64, 8) |
. |
В приведенном стихе Господь именуется двояко: как Отцом — по отношению к духу человеческому, от Него «рожденному» (ср. Быт. 2, 7; Евр. 12, 9 — «Отец духов»), так и «Образователем» — по отношению к телу («глине»; ср. также Ис. 29, 16; 45, 9; Иер. 18, 6; Иов. 10, 9 и др.). |
Поэтому в пророчестве Даниила под «глиной» разумеется начало личное, индивидуально-человеческое, противоположное обезличивающему понятию «железа» — государственной тирании Рима. |
Эта символическая «глина» составляла некогда («в Адаме» — I Кор. 15, 22 и 49) единство, но раскололась на отдельные национальные «личности» — «глиняные черепки», которые, войдя в смешение с общеримским «железом» (сохранившейся государственной идеей, юриспруденцией, воспоминаниями об общем историческом прошлом и т. п.), оказались включенными в состав «пальцев истукана». Итак, «железный монолит» его голеней ослаблен в пальцах сильной примесью чисто человеческого, индивидуально-личностного начала, склоняющего нации и государства к сепаратизму. Откуда же взялась эта «глиняная составляющая», чему обязана она своим существованием? Без всякого сомнения — в первую очередь христианской этике, подчеркивающей ценность человеческой личности, ее индивидуальную ответственность перед судом Божьим. Это нравственное учение противостоит тираническому принуждению, рабовладельческой морали и коллективной ответственности, культивируемым «римской составляющей» того самого «разделенного царства», которое дожило до наших дней. |
Обратим
внимание на то, что хотя «осколки глиняного
сосуда» — это застывшие, в духовном смысле
«безжизненные» черепки, их «глиняная», т. е.
индивидуально-человеческая, выпестованная
христианским самосознанием, внутренняя, природа
никак не может «слиться», примириться с
антигуманной сущностью «железной империи» (хотя
попыток принудить «глину» к «растворению» в
«железе» было предостаточно: ярчайший тому
пример — «Третий рейх» как чудовищный
эксперимент по воссозданию Римской империи
путем тотальной дегуманизации всех социальных
воззрений и институтов). Подчеркнем также, что и
исламской этике, наряду с христианской (мы имеем
в виду, конечно, гуманистическое направление в
развитии мусульманской мысли), принадлежит
почетная роль в «пробуждении самости» огромной
части населения бывшей Римской империи (главным
образом Восточной), в формировании
обостренно-ответственного взгляда человека (и
целых наций) на свое земное предназначение. Не
случайно арамейское слово |
Вот
почему это «неслиянное царство» — «частью
крепкое, частью хрупкое» (Дан. 2, 42). О слове |
В
стихе 41 упоминается «глина горшечная» — |
. |
![]() |
. |
…И вот, завершая изложение сна, Даниил снова говорит царю об истукане в целом: |
. |
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук… (Дан. 2, 34) |
. |
Само выражение «Ты видел его, доколе…» весьма знаменательно: истукан, конечно, был виден царю и далее, до самого его сокрушения (ст. 35 и 45); и, однако, внимание Навуходоносора переключилось с истукана на летящий камень с самого первого момента «отрыва», отделения камня от горы. До этого созерцаем был только истукан. |
Что же скрывается за образом этого «камня», какой исторической реальности он соответствует? Это — важнейший вопрос! Ведь «камень» призван стать новым, всемирным и вечным царством, уничтожившим и заменившим все прежние, иначе говоря — новым способом жизни человечеств на земле: |
. |
…А камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. (Дан. 2, 35) |
. |
К
разгадке этого образа нас отчасти подводит само
обозначение камня, общее для древнееврейского и
арамейского языков (здесь мы имеем в виду тот
диалект арамейского, который использован в книге
Даниила): |
. |
…Се,
скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с
ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет
Богом их. |
. |
Именно
этот «камень», |
. |
Камень,
который отвергли строители, соделался главою
угла: |
. |
В тот день, когда «камень» единения Бога с людьми, представленный словом Божьим, т. е. Его Законом, ляжет «во главу угла» вновь возводимого духовного Храма, на земле воцарятся истинная радость и веселие! |
Обличая недостойных руководителей иудейского народа своего времени, Иисус Христос противопоставил их правлению будущее Царство Божье, символизируемое «камнем, отвергнутым строителями» (т. е. отброшенным именно теми, кто «возводит» земные царства): |
. |
Иисус
говорит им: неужели вы никогда не читали в
Писании: камень, который отвергли строители, тот
самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть
дивно в очах наших? |
. |
Подчеркнем, что слова Иисуса «отнимется от вас Царство Божие» относятся именно к начальникам того времени — первосвященникам и фарисейским учителям, о которых и сказано: «…поняли, что он о них говорит…» (Матф. 21, 45), а не к народу Израиля. Напротив того, именно народу и будет дано Царство Божие: «Народу, приносящему плоды его» (ср. далее: «…старались схватить его, но побоялись народа…» — Матф. 21, 46). |
Итак,
«камень» означает Царство Божье, которое придет
на смену бесчеловечным земным царствам, —
Царство любви и благодати, основанное на
единении Отца Небесного с Его сыном — человеком.
О «камне» этом сказано, что он «оторвался от горы
без содействия рук» (Дан. 2, 34). Слов «от горы» в
оригинале нет, но в переводе они правомерно
заимствованы из стиха 45 ( |
О «горе Господней», в связи с «последними днями» земной истории, есть такое пророчество у Исаии: |
. |
И
будет в последние дни: гора дома Господня будет
поставлена во главу гор, и возвысится над
холмами, и потекут к ней все народы. |
. |
Именно Закон Господень — Тора, «выходящая» из Иерусалима, с Храмовой горы, в виде «слова Господня», т. е. проповеди истинного пути для всего человечества, и уподобляется духовному краеугольному «камню» нового всечеловеческого строения, основанного на воссоединении людей с их Небесным Отцом. Этот «камень», слово Господне, и ранее пребывал на «горе дома Господня» («оторвался от горы» — Дан. 2, 34), призван же он разбить «истукан» — безбожные и антигуманные основы человеческих сообществ — и «наполнить всю землю» (Дан. 2, 35). |
Чем же конкретно должна быть «наполнена земля» в «последние дни»? — |
. |
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Ис. 11, 9) |
. |
Таким
образом, становясь «великою горою», «камень»
наполняет всю землю «ведением [ |
Как
мы помним, глагол |
Пророчество
Исаии недвусмысленно называет всю землю «святой
горой Господней» (Ис. 11, 9) — после того, как она
наполнится «ведением Господа». И это точно
соответствует предсказанному Даниилом: «камень»
познания Господа, «оторвавшись» от уже
существующей «горы Господней» — Храмовой горы в
Иерусалиме, разбив «истукан» богоотрицания и
несправедливого общественного устройства, сам
становится «великой горой», распространяя неким
таинственным образом святость горы Господней на
всю землю. Происходит это «без содействия рук»
(Дан. 2, 34). «Руки» символически означают дела.
«Руками» совершаются земные победы, покоряются
страны и народы, вообще вершатся дела
человеческие (ср. Ис. 10, ст. 10, 13, 14; Еккл. 2,
11). Следовательно, выражение «без содействия
рук» (буквально |
. |
…Не
придет Царствие Божие приметным образом, |
. |
Согласно
букве и духу пророчества Даниила, наступление
окончательного торжества Царства Божьего над
неразумием и жестокостью человеческих царств
зависит от принятия этого Царства все большим
числом людей «внутрь себя» — и соотносится с
устройством ими того внутреннего Дома ( |
. |
…Ибо вы Храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (II Кор. 6, 16) |
. |
Тогда-то и исполнится пророчество Иеремии о единении всех народов «в Иерусалиме» (вспомним, что вся земля станет, в некотором роде, подобием «святой горы» по святости): |
. |
В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. (Иер. 3, 17) |
. |
Интересно
также предречение Даниила о том, что камень
должен «оторваться» от горы (Дан. 2, 34). Здесь
употреблен арамейский глагол |
. |
…Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс. 35, 10) |
. |
И только в Царстве Божьем, которое наступит после крушения злых начал тиранической государственности, воплощенных в «истукане», сбудется пророчество о соединении всех народов в единодушном служении Всевышнему — о даровании, вернее, возвращении им общего «чистого языка» (ср. Быт. 11, 1): |
. |
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. (Соф. 3, 9) |
. |
После каких же событий должно сбыться приведенное пророчество Софонии? О чем говорится непосредственно перед ним?— |
. |
Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. (Соф. 3, 8) |
. |
Крушение нечестивых, вызывающих гнев Божий, земных царств предшествует здесь утверждению Царства Божьего. |
. |
![]() |
. |
Такова же последовательность событий и в пророчестве Даниила: превращение «камня» в «великую гору» следует за ударом «камня» в истукана, символизирующего нечестие мирового жизнеустроения. Камень |
. |
…Ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. (Дан. 2, 34) |
. |
Этими
словами определяется и время описанного события:
оно произойдет при завершении срока жизни
«разделенного царства», обозначенного пальцами
ног истукана. Именно на это «царство» — на
области-наследницы Римской империи — и придется
«удар камня». Синодальному «ударять» в оригинале
соответствует арамейское |
. |
Ибо вот тот камень… вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь воинств, и изглажу грех земли сей в один день. (Зах. 3, 9) |
. |
Камень
в видении Навуходоносора «разбил» ступни ног
истукана. По-арамейски |
Вот почему с крушением «пальцев на ногах» распадается и весь истукан: |
. |
Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них… (Дан. 2, 35) |
. |
Очевидно, важна и последовательность разрушения истукана, обратная его первоначальному описанию (Дан. 2, 32–33). |
Наиболее
глубоко укоренившееся в менталитете, эмоциях и
традициях народов древнейшее наследие
Вавилонии, восходящее еще к эпохе разделения
этносов при возведении Вавилонской башни (Быт. 11,
1–9), разрушается в последнюю очередь; а явления
наиболее «молодые», с точки зрения исторического
процесса, изживаются быстрее других. Однако все
эти традиции попрания человека на земле
постигнет, в конечном счете, единая участь —
«ветер унес их». Слово «ветер» — арамейское |
. |
Он
будет судить бедных по правде, и дела страдальцев
земли решать по истине; и жезлом уст своих
поразит землю, и духом [ |
. |
Под «нечестивым», приговор которому вынесут «уста» Мессии, подразумевается, конечно, нечестие как таковое, т. е. весь строй беззаконных общественных отношений. Из приведенного пророчества ясно следует, что все деяния Мессии после его воцарения на земле будут иметь духовный характер, воплощаясь в суде, разрешении тяжб угнетенных и т. п. Именно «духом уст», т. е. словом, будут разрушены основы прежней антигуманной системы общественной жизни. |
То же относится и к пророчествам Михея и Исаии о «последних днях»: именно слово Господне, проповедь Его Закона, побудит народы изменить коренным образом свою жизнь и способствовать построению на земле Царства Божьего (ср. Мих. 4, 1–4): |
. |
…Ибо
от Сиона выйдет Закон [ И будет Он [т. е. Сам Господь Бог] судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Ис. 2, 3–4) |
. |
И здесь также предсказано, что причиной великих перемен в жизни человечества послужит слово Господне, явленное в Его Законе (Торе), которое и побудит народы перейти к противоположному, т. е. праведному, образу жизни, «судя и обличая» их созревшую для нравственного воздействия совесть. |
И даже в Откровении Иоанна, где, на первый взгляд, описываются великие «физические» битвы последних дней («Армагеддон»), на самом деле, в лучших традициях библейской образности, иносказательно говорится о победе духовной — торжестве Слова Божьего: |
. |
И
увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и
сидящий на нем называется Верный и Истинный,
который праведно судит и воинствует. |
. |
Обратим особое внимание на то, что уже само имя всадника, сидящего на белом коне, — Слово Божье — переводит все описанные здесь события на духовный план. Победы совершаются посредством слова, а не физического воздействия; «Верный и Истинный» — это также «имена» (т. е. эпитеты), прилагаемые наилучшим образом к слову Господню как пророчески верному (всегда исполняющемуся) и содержащему истинное учение жизни. Даже и «меч» всадника «исходит из уст Его» (ср. Ис. 11, 4 — «духом уст [т. е. судом, приговором] убьет нечестивого»). Всадник «судит и воинствует»: его «воинская» доблесть состоит в «суде», т. е. вынесении приговора злу и беззаконию. |
Понимание
этого и подобных ему мест в Откровении Иоанна в
буквально-физическом смысле (что возможно лишь
при игнорировании общего фона библейской
образности, на котором и возникли пророческие
Писания) неоднократно приводило к ожиданию в
«конце дней» ужаснейшей всемирной войны,
заключительной кровавой бойни (которая и
получила название «Армагеддон»: ср. Откр. 16, 16 —
грецизированная форма древнееврейского
словосочетания «гора Мегиддо»). На самом же деле,
во всех местах, где многим хотелось бы видеть
свидетельство об «опустошительном истреблении»,
говорится о великих духовных победах Слова
Божьего над прежней системой вещей — точно так
же, как и в пророчестве о «ветре» (духе) Книги
Даниила: именно |
О
перечисленных металлах и глине сказано, что они
«сделались как прах на летних гумнах» (Дан. 2, 35).
Это выражение — |
. |
В начале было Слово, и Слово было у Бога… (Иоан. 1, 1) |
. |
Начинать надо с великого духовного импульса, заключенного в Писании — и по самой своей сути не совместимого со всеми ухищрениями человеческой хищности и алчности: |
. |
…Не можете служить Богу и маммоне. (Матф. 6, 24) |
. |
И вот, завершая пред царем толкование сна, Даниил описывает свойства того Царства, которое воздвигнет не человек, но Сам Бог — посредством посылаемого Им человечеству через Слово духовного импульса: |
. |
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу… (Дан. 2, 44) |
. |
В
отличие от второго и третьего царств (Персии и
Греции), о каждом из которых сказано: |
. |
Закон
Господа совершен, укрепляет душу… |
. |
Подобно праведнику, охраняемому и спасаемому соблюдением воли Божьей, и все человечество, признав руководство своего Создателя, будет охраняемо и спасаемо вовеки… |
Использованный
в Дан. 2, 44 глагол |
. |
![]() |
. |
Завершив
толкование сна, Даниил вновь прославляет пред
Навуходоносором единого Бога, именуя Его |
. |
…Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! (Дан. 2, 45) |
. |
В
верности передачи Даниилом всех подробностей
царского сна Навуходоносор смог убедиться лично:
конечно, он припоминал, по ходу рассказа пророка,
детали своего сновидения. Что же касается
истолкования сна, то оно, по определению самого
Даниила, |
Какое же впечатление произвело на царя объяснение сна Даниилом?— |
. |
Тогда царь Навуходоносор пал на лицо свое, и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. (Дан. 2, 46) |
. |
Чтобы великий царь, обладавший, по свидетельству как Писания (Дан. 4, 26–27), так и археологических памятников (надписей Навуходоносора) непомерной гордыней, решился «пасть на лицо свое» перед своим подданным, — на это его должна была подвигнуть необычайная причина! Да и «дары и курения» приносили придворные царю, а не наоборот… И, конечно, этим действием хвалу и славу царь воздавал не самому Даниилу, но Богу, вдохновившему пророка на пересказ и истолкование сна: |
. |
И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну! (Дан. 2, 47) |
. |
Мы видим, что хотя бы в этот миг Навуходоносор признал величие Господа, Его торжество над всеми языческим богами, т. е. признал Его власть. Надолго ли? Это станет нам известно при чтении 3-й главы… |
. |
Тогда возвысил царь Даниила… и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими. (Дан. 2, 48) |
. |
Мы
должны иметь в виду, что в число «мудрецов»
входили и все управители областей Вавилона,
избиравшиеся царем из числа самых умных и
способных к административной деятельности
придворных. Таким образом, в приведенном стихе
говорится о двух назначениях Даниила: во-первых,
правителем ( |
. |
Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя. (Дан. 2, 49) |
. |
Арамейское
|
. |
…Поставил
его господином над домом своим и правителем над
всем владением своим, |
. |
А «в душе» как Иосифа, так и Даниила было, как мы знаем, одно-единственное желание: исполнять волю Всевышнего… |